Надо отметить, что некоторые наши министры хранят ответ на этот вопрос получше военной тайны. Кто-то не отвечал вообще, кто-то долго консультировался с советниками, кто-то нераздельно мычал в трубку. Хотя, казалось бы, чего уж тут придумывать и стесняться? В конце концов, есть масса вполне законных причин ”откосить”, и ничего зазорного в этом нет.

Партизан Яак Аавиксоо

Один из самых секретных министров нашего государства. Услышав вопрос по телефону, Аавиксоо сказал, что ему неудобно разговаривать. ”Вопросы задавайте через советника!” — сказал он и назвал имя человека, к которому можно обратиться. Но ни советник на письмо не ответил, ни сам Аавиксоо.

Порывшись в архивах ”Радио 4”, мы нашли передачу ”Дело молодое” от 20 декабря 2009 года. Там Аавиксоо на вопрос, служил ли он, ответил следующее:

”Служил на самом деле. Нас отсрочили во время учебы в университете, но мы проходили военную подготовку в течение 4 лет, а потом военный лагерь — 2 месяца. Получил звание лейтенанта. А когда написал кандидатскую — повысили. Так что я старший лейтенант Cоветской армии”.

Про службу в армии тогдашний министр обороны (а ныне — образования) Аавиксоо ответил, что это полезно и на рынке труда: ”Работодатель смотрит на это. Тот, кто служил — вроде как повыше качеством человек”.

Секретные материалы Марта Лаара

Еще один бывший министр обороны так же не особенно спешил распространяться, служил ли он в армии. Отправив Лаару письмо и не дождавшись ответа, мы позвонили на следующий день по телефону, указанному на страничке Лаара в Рийгикогу. Лаара на месте не было, пятница для депутатов — нерабочий день.

Пресс-секретарь партии IRL Дмитрий Шмидт ответил, что Март Лаар письмо получил, но ему нужно посоветоваться со своим советником. ”Если советник сегодня успеет, то ответ вы скоро получите”, — сказал Шмидт.

Но в тот день, видимо, советник был крайне занят — ответа мы так и не получили. Пришел он спустя несколько дней. ”Март Лаар прошел курсы офицеров запаса. В 1998 году ему присвоено звание прапорщика, а в 2006 году — звание младшего лейтенанта”, — говорится в присланном в редакцию сообщении. Отметим, что в 1998-м Лаару было уже 38 лет. Что же касается службы в советской армии, то это так и осталось тайной за семью печатями.

Ученый Миксер

Не служил и министр обороны во времена правительства Сийма Калласа — Свен Миксер, который ныне возглавляет Социал-демократическую партию. В пояснении причин он был краток: ”В 1992 году я окончил среднюю школу и поступил в Тартуский университет. По действовавшим тогда законам тех, кто учился, в армию не призывали”.

Член лейтенантской Лиги

Любопытно, но и еще один бывший министр обороны, Юрген Лиги, тоже избежал реальной службы. ”У меня есть звание старшего лейтенанта советской армии, — рассказывает Лиги. — Для этого нужно было окончить университет, три месяца жить в палатке, неделю просидеть в карцере и пройти второе повторное обучение. Реальной службы повезло избежать, хотя призывали”.

Запасной Бородич

Член Рийгикогу Денис Бородич тоже не служил. ”Когда я учился в университете — в 2000-2001 году — как раз приняли закон, согласно которому те, кто учился, автоматически отправлялись в запас. Сказать, что я жалею, что не служил в эстонской армии, я не могу. Я думаю, что ничего не потерял”, — говорит Бородич.

Здоровье Осиновского

Не служил и еще один молодой депутат Рийгикогу — Евгений Осиновский. Но не потому, что в то время получал степень магистра философии и политологии, а из-за проблем со здоровьем. ”Призывался в 18 лет. У меня проблемы с позвоночником”, — был краток Осиновский.

Тайна Криштафовича

Руководитель молодежного объединения ”Открытая республика” и весьма активный и патриотичный гражданин ЭР Евгений Криштафович тоже избежал службы в армии. ”Я не призывался. На то есть законная причина”, — сказал Криштафович. Но причину назвать отказался, отметив: ”Я обычно не говорю на эти темы”.

Поделиться
Комментарии