Об этом BNS сообщил пресс-секретарь полиции, отметив, что суд огласит свое решение 13 ноября.

Представители Тоом в начале заседания подали ходатайство об отводе судьи Дагмар Маастик, утверждая, что судья не объективна. В качестве доказательства предвзятости судьи они привели то обстоятельство, что 27 июля полиция безопасности подала ходатайство о допросе свидетелей - судья это ходатайство удовлетворила.

На заседании 17 сентября суд заслушал четырех свидетелей со стороны ответчика — бывшего министра образования и науки Тыниса Лукаса, учительницу истории Наталью Лакаташ, завотделом общего образования Минобра Ирене Кяосаар и старшего специалиста Таллиннского департамента образования Наталью Лапикову.

Тынис Лукас дал оценку действиям Тоом в период подачи школами ходатайств о выборе русского языка обучения и заверил суд, что у него сложилось впечатление, что школы были готовы к переходу лучше, чем стремилась показать столичная мэрия. Наталья Лапикова рассказала, как Тоом собирала информацию о состоянии дел, и заверила, что об оказании ею давления ничего не знает. А Ирене Кяосаар и Наталья Лакаташ пересказали суду выступления истца на собраниях, посвященных переходу на эстонский язык обучения. По словам обеих, выступления Тоом были агрессивными, строились на передергивании фактов, пугали аудиторию и создавали у людей ощущение паники, которое Кяосаар назвала ”массовым психозом”.

Кяосаар также заверила суд, будто директора признавались ей, что боятся Тоом и вынуждены были подавать ходатайства, чтобы ей угодить, однако отказалась назвать имена. Судья Дагмар Маастик не настаивала, так как согласна, что необходимость сохранять лояльность работодателю может поставить работника в щекотливое положение. Тот факт, что Министерство образования также является для директоров и школ вышестоящей инстанцией, от которой зависит объем финансирования, визиты языковых инспекторов и т.п., в суде не обсуждался.

Для рассмотрения на заседании адвокаты Тоом представили аудио- и видеозаписи собраний, о которых рассказывали Кяосаар и Лакаташ. ”В наше время, когда всякий уважающий себя организатор публичного собрания заботится о том, чтобы велась запись происходящего, нет необходимости довольствоваться пересказом, так что я с радостью представила суду кадры ”массового психоза” на родительском собрании в Тапа, а также запись моей речи на учредительном собрании Совета русских школ. Суду также передан powerpoint моего выступления в Русской гимназии Хааберсти, о котором так красочно рассказывала Лакаташ”, — сказала Тоом. По ее мнению, записи существенно отличаются от версии свидетелей, однако это решать суду.

”Так как КаПо не смогла представить ни одного свидетеля, который мог бы рассказать о событиях как непосредственный участник, мне не оставалась ничего другого, кроме как обратиться к директорам и председателям попечительских советов школ с письмом, в котором я просила ответить, ощущали ли они давление с моей стороны и самостоятельно ли приняли решение о сохранении русского языка обучения, — заявила Тоом. — Я была готова к тому, что получу в лучшем случае пять-шесть ответов: никто не хочет лишней головной боли. Однако я получила 17 писем, в том числе от директоров школ, которые переходят на эстонский язык обучения, и все признают, что никогда не ощущали с моей стороны никакого давления, а решения принимались в интересах учащихся”.

Представители Тоом также представили суду социологические исследования, на которые она опиралась в своих публичных выступлениях. Одно из них проведено Тартуским университетом по заказу Министерства образования и науки, а второе — Институтом открытой Эстонии по заказу Таллиннской городской канцелярии. Оба, по словам депутата, вскрывают целый ряд проблем, связанных с переходом на эстонский язык обучения.

Тоом, в частности, потребовала опровержения неверной информации, опубликованной о ней в ежегоднике полиции безопасности, где утверждается, что, будучи вице-мэром Таллинна, она в сотрудничестве с Центром информации по правам человека оказывала на школы давление, вынуждая их подавать ходатайства о русском языке обучения.

Аналогичные жалобы на действия полиции безопасности поданы в суд депутатом Рийгикогу Михаилом Стальнухиным и вице-мэром Таллинна Михаилом Кылвартом. Все названные жалобы приняты к рассмотрению.

В ежегоднике полиции безопасности за 2011 год говорится о деятельности Яны Тоом.

"Деятельность по противодействию перехода возглавила перед парламентскими выборами 2011 года вице-мэр по вопросам образования и культуры Яна Тоом. В сотрудничестве с участвующим в российской политике соотечественников Информационным центром по правам человека было осуществлено давление по подаче в Таллиннское горсобрание ходатайств о предоставлении таллиннским русским школам возможности продолжать обучение на русском языке и после 1 сентября 2011 года, когда гимназии с русским языком преподавания должны перейти на преподавание 60 процентов предметов на эстонском языке," - говорится в ежегоднике КаПо.

Министр внутренних дел Кен-Марти Вахер в своем письме, в начале мая направленном депутату Рийгикогу от Центристской партии Яне Тоом, разъяснил появившуюся о ней в ежегоднике полиции безопасности информацию и подчеркнул, что Тоом не обвиняют в противозаконной деятельности, хотя ежегодник и обращает внимание на ее действия, поддерживающие российскую политику соотечественников.

Поделиться
Комментарии