Решение президента Эстонской Республики Алара Кариса ограничить количество приглашенных на прием по случаю Дня независимости, в том числе в отношении членов Рийгикогу, и пригласить только правление, председателей и заместителей председателей комиссий, а также руководителей политических фракций, вызвало разную реакцию как среди членов Рийгикогу, так и в обществе в целом. Я считаю, что решение президента правильное, поскольку он как хозяин мероприятия, имеет право выбирать гостей. Причем более скромное празднование, чем было ранее, соответствует ожиданиям общества, особенно с учетом экономического кризиса и серьезности ситуации. Решение было как поддержано, так и раскритиковано, однако важно рассмотреть этот вопрос с разных сторон.

Решение Кариса не является политическим и не мотивировано желанием поляризовать общество, но некоторые политики пытались трактовать его именно политически. Это свидетельствует об их личных интересах, а не о государственном влиянии. Особенно странно читать детские жалобы в стиле: „Платье уже сшито, и половина денег уже заплачено!“. Это создает ненужное напряжение!

Однако во главе недовольных неожиданно оказалась премьер-министр Кая Каллас, которая заявила о своем неучастии в приеме, заявив, что „из солидарности с ними — я не пойду“. Под „ними“ она имела в виду тех парламентариев, которые не получат приглашения на прием в этом году. Печально наблюдать такой антагонизм, особенно в ситуации, когда страна сталкивается с многочисленными проблемами и нуждается в единстве. Такие заявления не помогают нам как обществу.

Тем более, что в данный момент было бы лучше сосредоточиться на реальных проблемах, стоящих перед премьер-министром и правительством, таких как оплата труда учителей, реформа образования, экономический спад, рост безработицы и цен, а также повышение налогов. Но премьер-министр, похоже, предпочитает отвлекать внимание людей от важных вопросов и говорить о том, что не пойдёт на прием.

Странно читать о неожиданной солидарности премьер-министра, в том числе с несколькими депутатами от оппозиции, поскольку в работе Рийгикогу на протяжении нескольких месяцев было много противостояний, которые правительственная коалиция пыталась подавить различными способами. Лицемерно со стороны главы правительства проявлять сочувствие и поддержку в ситуации, когда каждый месяц насильно навязываются решения о повышении налогов, сокращении пособий многодетным семьям, а также решения по другим вопросам, оказывающие негативное влияние на жизнь народа Эстонии. Где тогда была солидарность Каллас?

Удивительно, но эти острые темы поднимаются не впервые. В течение некоторого времени предпринимались попытки инсценировать конфронтацию, оставляя нерешенными важные вопросы. К подобным относится вопрос вокруг финансирования канцелярии президента. Мне вспоминается авторская статья Леа Данилсон-Ярги (Isamaa), которая прокомментировала свое участие в подготовке бюджета 2023 года в качестве министра юстиции и отметила, что „Здесь, например, должна быть дискуссия о президентском приеме 24 февраля как возможное место для сокращений“, что действительно стало темой в кабинете правительства. Позже добавив, что Кая Каллас говорила о президентском приеме. Следовательно, это событие долгое время было темой на правительственном уровне, и все эти шаги имеют тенденцию маргинализировать важную для страны традицию. В этом свете происходящее вокруг личного состава приглашенных на прием ко Дню независимости Эстонской Республики кажется лишь новой главой той же темы. Но какова цель?

Решение президента вполне понятно: он пытается привлечь на прием гостей из разных слоев общества, тем самым придав мероприятию максимальный смысл и ценность. В сегодняшних посланиях президента подчеркнуты как национальные, так и международные аспекты, а также важность ценностей и единства, ни один из этих вопросов не остался без внимания за счет сокращения количества приглашенных на прием. Если оглянуться назад, то подобные предложения в общественных дебатах высказывались и раньше, например с желанием изменить формат приема или пригласить не только политиков, но и людей, которые помимо своей основной работы за год сделали что-то выдающееся. Я верю, что эстонский народ понимает это решение!

Однако решение премьер-министра не участвовать в приеме по случаю Дня независимости остается непонятным. Получается Кая Каллас объявила своего рода персональную забастовку! Таким образом она посылает плохой сигнал, поскольку на прием она приглашена не лично, а как руководитель очень важного государственного института. Даже если у премьер-министра были несогласия со взглядами президента, такие вещи следует отложить на второй план во время празднования самого важного события в стране.

Премьер-министру же следует действовать противоположным образом, в первую очередь поддерживать хорошие отношения между различными институтами власти и посылать примирительные сигналы, особенно на фоне нынешнего кризиса.

Если премьер-министр пропустит прием по случаю Дня независимости Эстонии, то я уверен, что это также привлечет международное внимание и вряд ли как-то поможет поднять имидж страны на международном уровне, а скорее укажет на трещины и растущую напряженность в отношениях между нашими местными политиками. У неё еще есть время передумать!

Сейчас не время для подобных распрей, поскольку Рийгикогу все чаще требует отставки премьер-министра Каи Каллас. Включение этой темы в политическую повестку дня приводит к напряженности, которая не идет на пользу ни руководству государства, ни институту президента.

Президент имеет право формировать традиции и принимать решения, и Алар Карис ясно показал, что не хочет быть „штампом“. Желаю президенту сил и выдержки, чтобы не поддаваться давлению и держать свою твердую линию. Вместо того, чтобы искать и культивировать противоречия, мы должны стремиться к единству!

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

* Редакция RusDelfi приглашает к сотрудничеству авторов, имеющих собственное мнение по политическим, экономическим, социальным и культурным вопросам. Пишите нам на адрес rus@delfi.ee с пометкой „в рубрику мнений“!

Поделиться
Комментарии