В октябре Леоре Лисанн Клышейко (29) обратила внимание на приглашение на митинг в поддержку Палестины. Она решила пойти, потому что хотела привлечь внимание к погибшим детям.

„5 ноября я подумала, что принесу еще и плакат, чтобы привлечь внимание к акции“, - напомнила в понедельник в зале суда Клышейко. Она достала из мусорки коробку из-под пиццы и написала с обеих сторон лозунги. На одной стороне „от реки до моря“, на другой - „называть геноцид геноцидом не спорно“.

„От реки до моря“ — эту фразу я видела в социальных сетях на других мирных и антивоенных демонстрациях. Мне не могло прийти в голову, чтобы это могло быть истолковано как поддержка или оправдание геноцида“, - вспоминает протестующая.

Однако на площади Свободы подобные лозунги привлекли внимание полиции. Патруль, пришедший следить за порядком, попросил Клышейко дать объяснения в полицейском микроавтобусе, а затем оштрафовал ее на 120 евро.

Помимо Клышейко были оштрафованы еще четверо протестующих, трое из которых, как и Клышейко, оспорили решение. По словам последней, остальных оштрафованных она не знает.

Жалоба Клышейко длинная, но в целом она просит прекратить производство по делу о проступке из-за отсутствия состава проступка или соображений целесообразности.

Что произошло в микроавтобусе?

Чтобы суд получил четкое представление о произошедшем, сначала была опубликована запись камеры полицейского патруля. На ней видно, что полицейский попросил Клышейко подойти к полицейскому автобусу и ответить на несколько вопросов. Весь разговор был вежливым.

Клышейко пояснила, что в ее понимании фраза „от реки до моря“ означает, что Палестина должна быть свободной. Что касается лозунга на обратной стороне коробки от пиццы, она заявила: „Геноцид есть геноцид. Израиль прямо сейчас убивает палестинцев и не имеет смелости называть это своими именами“.

Полиция поинтересовалась отношением Клышейко к нападению 7 октября. Как она интерпретирует это нападение?

„ХАМАС атаковал“, — пояснила она. „Я не поддерживаю ХАМАС. Но то, что он существует, — это как бы ответная реакция“, — сказала Клышейко.

Если поставить лозунг „от реки до моря“ и атаку 7 октября рядом, то как это видит Клышейко? „ХАМАС запустил ракеты по Израилю, и Израиль использовал это как предлог, чтобы начать массовые убийства палестинцев“, — сказала она.

На вопрос, может ли плакат быть для кого-то провокационным, девушка ответила „нет“. „Я призываю не к насилию, а к прекращению насилия. Чтобы остановить убийства людей и геноцид, который сейчас происходит в Палестине“.

Клышейко дала понять, что не готова отказываться от плаката. „Это поддержка Палестины. Здесь есть и другие плакаты с тем же посылом. Какая часть этого является провокационной?“ — спросила протестующая.

По мнению полицейского, это может быть провокационным для народа Израиля. „Ну, это же митинг в поддержку Палестины. Митинги сами по себе всегда провокационны для какой-то из сторон, иначе в них не было бы необходимости“, — пояснила Клышейко.

Большая неразбериха

Затем Клышейко доставили в отделение полиции. „Все это время я была очень растеряна и напугана. Совершенно не знала, почему меня допрашивали. Только от следователя я узнала, что фраза „от реки до моря“ наказуема. Я была очень растеряна“, — вспоминает она.

Замешательство вызвало и то, что следователь сказал Клышейко, что его интересует не фраза „от реки до моря“, а та, что написано на второй стороне плаката.

„Я была растеряна и совершенно не в себе, слезы текли ручьем“, - вспоминала оштрафованная

„Я была растеряна и совершенно не в себе, слезы текли ручьем“, — вспоминала оштрафованная.

До митинга фраза „от реки до моря“ означала для нее антиоккупационную фразу. „Это была обнадеживающая фраза, а не призыв к насилию. Просто желание равных прав и прекращения оккупации“.

„Государство Израиль должно существовать, но рядом с ним должна существовать и Палестина без оккупации, потому что иначе эти ужасные войны никогда не закончатся“, — заявила Клышейко. Она подтвердила, что она также против антисемитизма и что отрицание Холокоста в Эстонии должно быть криминализировано.

Оштрафовавший и сам был не в курсе

В понедельник полицию в зале суда представлял старший комиссар Сергей Дымша, который и выписал Клышейко решение о штрафе. Он также смог допросить Клышейко в суде.

Дымша: Уточните, о каких реке и море идет речь на вашем плакате?
Клышейко: От реки Иордан до Средиземного моря.
Дымша: И что там?
Клышейко: Свободные от оккупации земли Палестины.
Дымша: На которые распространяется Израиль?
Клышейко: Да.
Дымша: И на какие именно?
Клышейко: Между Средиземным морем и рекой Иордан. Но палестинские территории проходят через эти земли.
Дымша: Что за сочетания цветов вы используете?
Клышейко: Красный, зеленый, черный. Цвета палестинского флага.
Дымша: Каким образом выражение „от реки до моря“ поддерживает Палестину? Как связана эта фраза с убитыми детьми?
Клышейко: Но мы имеем дело с оккупированными палестинскими землями. „Свободу территории от реки до моря“ для меня означает „свободу от оккупации“.

Когда пришло время допрашивать Дымшу как внесудебного следователя, обнаружился интересный факт.

Он объяснил это решение, тем, будто общеизвестно, что демонстрация лозунга „от реки до моря“ подпадает под категорию поддержки и оправдания международного преступления, а значит, наказуема.

На вопрос, когда он сам об этом узнал, Дымша ответил, что в день митинга. „В решении вы написали, что это общеизвестно. Вы сами узнали об этом 5 ноября?“ — не скрывала удивления судья Лийна Похлак.

Дымша объяснил, что он действительно не был в курсе дела и что в тот день у него должен был быть выходной, но внезапно его попросили приехать на помощь.

В день демонстрации у полиции был собственный штаб, где они могли по радиосвязи уточнить у коллег, что является запрещенным символом, а что нет. „Я поговорил с коллегами, и они сказали, что да, мол, мне бы не помешало повысить уровень осведомленности“, — не моргнув глазом, ответил Дымша.

К настоящему времени, по его словам, он хорошо знаком с контекстом и историей вышеупомянутой фразы.

Читайте RusDelfi там, где вам удобно. Подписывайтесь на нас в Facebook, Telegram, Instagram и даже в TikTok.

Поделиться
Комментарии