Текст подготовлен в рамках совместного проекта Delfi Meedia AS, Балтийского центра развития СМИ, а также редакций Chayka.lv (Даугавпилс) и „Нарвской газеты“.

Судьбоносное решение

Всем нам ближе к концу школы приходится серьезно задумываться, кем мы будем, когда вырастем. Так было и у Светы. „Я поняла, что моя жизнь будет связана с творчеством где-то в 9-м классе, когда надо было об этом много думать и выбирать, чем хотя бы примерно будешь заниматься. От этого зависело, в какой класс гимназии идти. Вообще, я рисовала и увлекалась творчеством еще задолго до этого“.

Света росла в творческой атмосфере. Она ходила в художественную и танцевальную школу. „Кроме самой танцевальной школы, мы постоянно ходили и на балеты, и на концерты, и даже на выставки. И постоянно об этом говорили“.

Художественная школа оказала не меньшее влияние, ведь именно там ей подсказали, на какую специальность пойти учиться дальше. „Там была прекрасная преподавательница по истории искусства. И она сказала очень субъективную фразу, что в таллиннской Кунстиакадемии (прим. Эстонская академия художеств) есть один факультет, который не утратил своей аутентичности и своей эффективности“. Преподавательница говорила о Департаменте защиты и сохранения наследия Факультета искусства и культуры, на котором готовят будущих реставраторов.

Свету зацепила эта фраза: „Я подумала: вау, это не просто художник! Это совмещает в себе и искусство, и историю“. Окончив школу, будущий реставратор без сомнений отправилась поступать в Эстонскую академию художеств.

Процесс рестоврации

Поступление

Эстонская академия художеств — единственный государственный университет искусств в Эстонии, который дает высшее образование в области архитектуры, дизайна, искусства и художественной культуры. Поэтому поступить в академию непросто.

„Там смотрели на эстонский. Причем смотрели и как эстонцы сдали свой родной язык, и как русские сдали свой второй язык. Еще нужен был английский: либо IELTS, либо просто школьный экзамен. На сам результат не смотрели, достаточно было иметь какой-то проходной балл“.

Но это было, конечно не самое сложное. Дальше нужно было сдать вступительные экзамены. „Первый вступительный экзамен — это интервью, даже скорее собеседование. Задавали много разных вопросов. Например, „Какое здание в Старом городе в стиле барокко?“, „Как ты себе представляешь работу консерватора?“, „Почему тебе это интересно?“. Еще нужно было принести портфолио, что было немного странно, так как в требованиях написано не было, что ты должен уметь рисовать. На следующем вступительном экзамене тебе давали объект, например Baltijaam. Надо было пойти туда, посмотреть и подумать, что бы ты изменил и почему. Нам сразу сказали, что нет правильного ответа, нужно просто порассуждать. Потом надо было написать сочинение про это. А на следующий день нужно было его защищать“.

Света справилась со всеми экзаменами и стала студенткой Эстонской академии художеств.

Учеба в академии

Учеба в университете проходила интересно. Было много практики. Но не обошлось, конечно, без скучных предметов. „Например, был предмет про камни, про виды камней. Там была женщина, которая, мне кажется, очень хорошая специалистка. Она чуть ли не единственный специалист в Эстонии по paekivi (известняку). Но рассказывала она все очень скучно. Поэтому предмет был супер-нудный“.

Быть творческим человеком затратно: холсты, краски и другие материалы стоят немало. Но, к счастью, во время учебы в академии ни на что не приходится тратиться. Академия все предоставляет и даже оплачивает учебные поездки.

Пару раз в год студенты ездят на несколько дней на консервационные практики в города Эстонии. В таких поездках студенты оплачивают самостоятельно только еду. Также раз в год можно поехать в образовательное путешествие от департамента. В этом случае жилье оплачивается, а билеты – за свой счет. Например, Света во время учебы побывала во Флоренции.

Но иногда в академии приходится платить не только за заграничные поездки. „Часто кому-то приходилось оплачивать, если они не сдавали какие-то предметы. К концу семестра нужно было набрать определенное количество пунктов (прим. EAP – Euroopa ainepunktisüsteem)“.

Если студент не добрал пунктов к концу семестра, то платит за это. Размер оплаты зависит от количества недостающих пунктов.

Исследовательница искусства Светлана Торба

„Некоторым приходилось платить довольно много, где-то по 300 евро“

У самой Светы такого не было ни разу. И, по ее словам, ей даже не приходилось „расшибаться в лепешку“, чтобы сдавать все вовремя. Но, тем не менее, иногда учеба вызывала сложности, особенно первое время:

„В начале было сложно все, первые полгода я вообще не разговаривала. Хотя все понимала. Еще когда надо было читать больше тексты, у эстонцев это занимало, например, час, а у меня 6 часов. Было сложно даже просто подойти к профессору и что-то спросить“.

По иронии судьбы, одним из самых стрессовых заданий для Светы было проведение презентаций. „Была сложность, когда надо было делать презентацию, то, что я сейчас делаю каждую лекцию. Я тогда вообще ненавидела выступать перед кем-то, но мне было окей, если тема интересная. Но не на эстонском. Было страшно и сложно. В итоге часто говорили, что лучшее выступление было у меня“.

Работа реставратором

Еще во время учебы в академии Светлана нашла работу по специальности. „На первом курсе магистратуры подружка прислала мне объявление с CV Keskus о поиске сотрудника в Морской музей. Правда, там было указано, что им нужен магистр. Но меня это не смутило почему-то (смеется)“.

Должность Светы в музее называлась „музейный хранитель“. В ее обязанность входило работать в архиве. Светлана поясняет, что ее функции отличаются от деятельности архивариуса, который каталогизирует материалы. Она занималась их чисткой и следила за климатом.

Помимо работы в архиве, Света могла выполнять другие музейные задачи. „Я могла делать какие-то простые работы по починке или чистке объектов. Когда открывается какая-то новая выставка, то я помогала правильно поставить объекты и почистить ту же пыль. В музее, конечно, есть уборщица, но она не может трогать эти объекты, так как у нее нет образования“.

Еще во время учебы Света представляла, что будет работать с живописью. Но в Морском музее этим заняться не удалось. „У них есть живопись, но вся она в хорошем состоянии, к сожалению (смеется)“.

Первые лекции и мастер-классы

Около трех лет назад у Светы появилась идея мастер-классов по акварели. Проводила она их очень редко, примерно раз в месяц. Еще через два года Светлана начала проводить первые лекции. Мастер-классы тогда уже стали менее популярны, да и самой Свете они уже не приносили удовольствия.

Первые лекции Света начала проводить, потому что появился такой запрос. Организаторы мультимедийных выставок в Таллинне обратились к специалисту. „У них периодически есть такой запрос: люди приходят, у них там Моне, Ван Гог и Климт, и было бы круто, если бы кто-то мог о них рассказать. Люди бы послушали, а потом пошли на саму выставку. Я провела две лекции, и потом для них это стало неактуально“.

У Светы в руках была уже написанная лекция, и она подумала, что она может читать ее у себя дома и вдобавок проводить мастер-класс. „Но я не ожидала, что это будет настолько круто, что мне самой будет интересно писать новые и новые лекции“.

Какие места в Таллинне, связанные с искусством, стоит посетить?

  • Художественный музей KUMU

  • Кинотеатр Sõprus

  • Музей Fotografiska

Уход с работы

В какой-то момент Свете стало очень плохо и скучно на работе. Каждую свободную минуту ей хотелось потратить на свою внерабочую деятельность, например, заниматься развитием своего блога. „Был момент, когда я плакала в музее, пока никто не видит. Я написала Андрею (молодой человек Светы - прим.), он сказал: „Все, надо уходить“. Мы посчитали минимальное количество лекций, которое нужно проводить, чтобы сохранить тот же образ жизни. Оказалось, что это довольно маленькое количество лекций, кажется, одна-две в месяц. Тогда я подумала, что, наверное, надо попробовать“.

Вскоре Светлана написала заявление об увольнении. И одним из людей, кто поддержал ее решение, стала ее начальница. „Она сказала, что она не видит меня, грубо говоря, уборщицей в музее. И я правда занималась там уборкой большую часть времени. В общем, это было довольно мило“.

Но не все близкие сразу оценили идею Светы. „У мамы первая реакция была очень эмоциональная. Она сказала: «Света, ты чего? Многие не любят свою работу, это нормально, не стоит уходить из-за этого“. Это меня очень не поддержало. Но уже через пару часов она написала: „Вообще, знаешь, ты права. Ведь когда еще пробовать уходить с работы, если не пока тебе 25-26 лет“.

Синдром самозванца

Каждый хотя бы раз сталкивался синдромом самозванца – чувством неуверенности, связанным с рабочими достижениями. Свету это тоже не обошло стороной, когда она только начинала проводить свои лекции.

„У меня очень остро стоял такой философский вопрос: „А имею ли я право об этом говорить?“ Я думала: „Я потратила 10 лет на изучение искусства, но кто-то же потратил 40-50 лет“. И меня очень поддерживало, что у меня в дипломе написано „магистр искусств“».

Процесс реставрации

Сегодняшние мероприятия

На сегодняшний день Света проводит лекции об искусстве, а также различные мастер-классы, например, по керамике и коллажному автопортрету, в Таллинне и Риге.

Большую часть мероприятий Света проводит у себя дома в центре Таллинна. Когда попадешь туда, сразу чувствуешь интеллигентно-творческую атмосферу: огромная книжная полка встречает гостей при входе в гостиную, на тумбочке стоит проигрыватель для пластинок, а на потолке висит люстра, стилизованная самой Светой.

На мероприятиях у Светланы несложно почувствовать себя как дома: как только ты переступаешь порог ее дома, она предлагает чай или вино, на столе всегда стоят тарелки с закусками и угощениями, среди которых всегда есть что-то приготовленное своими руками, например, кексы и хумус.

Иногда Света проводит свои лекции на других площадках в Таллинне. Например, не так давно прошла ее лекция в KUMU. В этом году Света начала проводить лекции еще и в Риге. „Мы с Андреем раз в месяц ездим в Ригу, так как там живут его родственники. И вот кто-то один сказал, что можно проводить там лекции, потом кто-то другой, третий. Сначала я думала, что это вообще нереально. А потом подумала: „А давай попробуем!“».

Света нашла подходящее место, а потом принялась искать людей. „С поиском людей оказалось намного проще, чем я думала. Возможно, из-за того, что в Риге живет больше людей, реклама в Facebook там работает намного лучше. А теперь ко мне возвращаются люди, и работает сарафанное радио“.

Света любит то, чем занимается, но иногда в ее работе возникают неприятные ситуации. „Мне очень не нравится, когда люди не приходят на лекции, не предупредив. Это ужасно, но это особенность не только моей сферы, а вообще работы с клиентами. Иногда переживаю, если на лекции мало кто записывается. Потому что очень сложно понять, с чем это связано и как это в следующий раз предотвратить. То на лекцию записывается 18 человек, то 5-6. Сейчас это уже попроще переживается“.

Какие музеи стоит посетить каждому?

  • The Metropolitan Museum of Art, New York

  • MoMA (Museum of Modern Art), New York

  • Uffizzi, Florence

  • Santa Croce, Florence

  • GNAM, Rome

  • Albertina, Vienna

  • Albertina modern, Vienna

  • Leopold Museum, Vienna

  • Guggenheim, Bilbao

  • Museum Ludwig, Cologne

  • Берлинская картинная галерея

Новые и популярные лекции

Создавать новую лекцию — не самое простое занятие: нужно изучить множество источников, оформить презентацию и составить сам рассказ. Но самый первый этап — придумать, о чем рассказать зрителям.

„Пока что у меня не закончились те художники (задумывается), а может и закончились (смеется), о которых я очень хотела сама узнать. Например, Эгон Шиле, я его работы знаю сто лет, но про него не знала ничего. И мне самой было интересно углубиться. А где я еще найду столько времени, если не делать об этом лекцию?“ Также с новыми темами для лекций Свете помогают ее подписчики. „Я несколько раз проводила опросы в блоге, и там частно появлялись близкие мне художники. Например, Сальвадор Дали там постоянно появлялся“. Света поделилась тем, какие лекции у нее самые популярные на данный момент. „Про женщин-художниц: Кусаму, Абрамович и Хадид. Про Миядзаки, наверное, самая популярная. Вообще, это лекция про анимацию Миядзаки, Юрия Норштейна и Томма Мура, но все идут именно на Миядзаки. Какое-то время я не проводила лекцию про Ван Гога, Климта и Моне. И начала недавно заново. На нее сразу и в Таллинне, и в Риге записалось какое-то огромное количество людей“.

Популярность искусства

Последние годы возникает ощущение, что популярность искусства растет. Люди стоят в огромных очередях, чтобы попасть в музеи, постоянно появляются новые онлайн и офлайн курсы об искусстве. Света тоже согласна с этим наблюдением. „Мне самой приятно всегда говорить, например, при знакомстве, что я читаю лекции по искусству. Это для меня звучит гордо, классно и актуально. И в ответ я слышу комментарии: „Вау, круто! Я бы пришел“. Поэтому есть ощущение, что это актуально и модно“.

Света связывает это с тем, что искусство становится более доступно и менее элитарно: теперь любой желающий может найти интересные видеоролики об искусстве, например, на YouTube.

Планы

Света планирует создавать новые лекции, и вместе с этим она задумывается над новыми форматами. Их подробности пока держатся в секрете. Еще Света поделилась, что у нее была идея поработать в коллаборации. „У нас была идея с подругой, она фотограф, поработать вместе. Предполагался такой формат: я провожу мастер-класс по коллажному автопортрету, а она эти портреты делает“.

Сейчас Света проводит лекции только на русском языке. Но она рассказала, что получает запросы на проведении лекций на эстонском языке и планирует работать над этим.

Что почитать/посмотреть про искусство?

  • Фильм „Ван Гог. На пороге вечности“ – невыносимо грустный, но такой же красивый. Операторская работа потрясающая. Ну, а Уильям Дефо и Оскар Айзек, как и можно ожидать, прекрасно справляются со своими ролями.

  • Фильм „Модильяни“ – потрясающий художественный фильм. Что-то выдумано, но многое – реальные события. Очень тонко передана драматичность судьбы гения.

  • „Размытые границы арт-мира“ – как формируются цены на арт-рынке. Очень крутой документальный фильм о том, почему какие-то художники ценятся выше других. Почему Пикассо дороже Дали. Меня каждый раз спрашивают об этом на лекциях, и фильм многое объясняет.

  • Кинга Марины Абрамович „Пройти сквозь стены“ – прекрасная автобиография королевы перформанса.

  • Книга Льюиса Крофтса „Венский гений Эгон Шиле“ – биографические романы – это идеальный способ узнать об исторической личности, пока читаешь увлекательную книгу. Но только если хорошо и с умом сделано. Это тот самый случай.

Школа журналистики — совместный проект Delfi Meedia AS, Балтийского центра развития СМИ, а также редакций Chayka.lv (Даугавпилс) и „Нарвской газеты“, в рамках которого все желающие знакомятся с азами профессии журналиста и участвуют в работе ведущих редакций стран Балтии. Если вы заинтересованы принять участие в обучении в следующем году, напишите письмо на e-mail info@bcme.eu с пометкой „Школа журналистики“.

Читайте RusDelfi там, где вам удобно. Подписывайтесь на нас в Facebook, Telegram, Instagram и даже в TikTok.

Поделиться
Комментарии