С тех пор прошло 15 лет, и мы до сих пор не смогли заставить горе-родителей выплачивать алименты и теперь вот обсуждаем, как дать им дальнейшие поблажки. Что это, как не памятник политическим достижениями г-на Рейнсалу?

Res Publica боролась за то, чтобы минимальный размер алиментов на одного ребенка составлял как минимум половину минимальной зарплаты, а тех, кто не удосуживается нести ответственность, принуждали бы к этому силой. Теперь же Минюст хочет снизить минимальный размер алиментов с половины минимальной зарплаты, то есть с 250 евро до прожиточного минимума — 84 евро.

Проблема в надзоре, а не в выплачиваемой ребенку сумме

Сегодня более половины семей в Эстонии проживают в гражданском браке. В 2016 году в гражданских браках родилось более 7000 детей, в то время как в официальных браках — немногим более 6000. В 2015 году, к примеру, около 8000 должников по алиментам не заплатили своим детям более 14 млн евро. Получается, что, хотя у ребенка есть как мать, так и отец, ответственность за его воспитание ложится на плечи одного родителя. В большинстве случаев должники по алиментам — это мужчины, воспитанием же ребенка полностью занимается мать.

До судов доходят лишь те случаи, когда задолженность по алиментам становится слишком большой. И это, как отмечают сами суды, безусловно снижает мотивацию выплачивать алименты. В центре решения проблемы должен стоять вопрос: как заставить родителя платить сразу? Со стороны составителей законопроекта неправильно рассуждать о том, что раз мужчина уходит в другую семью, то у него появляются новые обязательства по воспитанию новых детей и существовавшее до сих пор обязательство выплачивать одному ребенку половину месячной зарплаты многодетному отцу уже не по плечу. Прежде чем бросаться создавать новую ячейку общества, следует адекватно оценить свое финансовое положение и способность обеспечить своих детей.

В готовящемся законопроекте подразумевается, что все родители хотят платить алименты

Что является гарантией того, что новая регуляция улучшит ситуацию с выплатой алиментов? Можно предположить, что те, кто не платил их раньше, не будут делать этого и в том случае, если размер алиментов снизят. Главный вопрос вот уже несколько лет заключается в том, как обеспечить детям уверенность в получении причитающихся им алиментов.

Готовящийся в Министерстве юстиции законопроект далек от реальности, в нем подразумевается, что алименты стремятся платить все родители. В жизни все обстоит иначе — даже родители с приличным достатком часто скрывают свои доходы, чтобы не платить алиментов. Во-вторых, неясно, как в случае вступления регуляции в силу будет определятся достаток? Кто должен будет платить ребенку больше — получающий 1500 евро в месяц, за душой у которого нет никакой недвижимости, или родитель, официальный достаток которого не превышает минимальной зарплаты, но у которого есть квартирка-другая в Старом городе?

Много лет говорится о том, что алименты пускай и востребуются судом, но судебное решение не удается претворить в жизнь. Судебные исполнители разводят руками, дескать, официально у человека нет доходов, в то время как уклоняющиеся от уплаты алиментов родители бахвалятся путешествиями, дорогими автомобилями и домами. Министр юстиции Рейнсалу не сумел найти лекарства, помогающего в таких случаях, что с того, что у государства есть возможность реально следить за деятельностью людей, а не ориентироваться исключительно на то, что человек посчитал нужным указать относительно своего имущественного положения. Прежде всего вопрос заключается в том, что министр юстиции Рейнсалу должен навести порядок в подведомственной его учреждению сфере, чтобы принятые судебные решения действительно претворялись в жизнь. Все это в интересах защиты жизненных возможностей детей — самых слабых членов общества.

Новый законопроект безусловно снизит благополучие детей, но снизит ли он также нагрузку на суды — это большой вопрос. Действующий ныне размер алиментов невелик, и его сокращение не сократит количества должников по алиментам. До сих пор востребование алиментов часто оставалось заботой родителя, вынужденного в одиночку воспитывать ребенка.

Разрабатываемый в Министерстве юстиции законопроект не должен быть набором поблажек для безответственных родителей. Вместо этого он должен решить прежде всего проблему недостаточного контроля за выплатой алиментов. Рейнсалу и компания пришли в политику с призывами к нулевой толерантности. Сегодня настало время объявить нулевую толерантность неспособности государства эффективно взыскивать алименты и неграмотной правовой политике. Закон и претворение этого закона в жизнь должны защищать ребенка, а не родителя-кукушку.

Поделиться
Комментарии