Выставки в вашей жизни случаются достаточно часто, и все же каждая это, вероятно, нечто особенное. Чем примечательна именно эта?

Действительно персональных выставок за плечами было немало, более того, могу сказать, что нынешняя стала 39-й по счету, но, конечно же, то, что она открылась в канун 8 Марта, в дни, когда мы всегда радуемся началу весны, само по себе замечательно, время-то сейчас весеннее, позитивное. Конечно, выставок в Эстонии у меня могло бы быть и побольше, но пока чаще выставляюсь за рубежом, как раз теперь моя выставка проходит в Дании, открылась там в середине февраля и пройдет до конца марта. До этого представлял работы в Испании, но Эстонию все же держал в голове, так что все идет своим порядком.

Глядя на многие ваши работы, на многочисленные, черепичные, по всей вероятности, крыши почему-то кажется, что вам всегда хотелось жить в городе, отмеченному стариной.

Конечно, и кто бы от подобного отказался, хотя именно в таком я и живу, в европейской столице, где есть прекрасный Старый Таллинн, в котором, сколько бы его не исходил, всегда можно встретить что-то новое, неожиданное, еще не виденное, увидеть и обязательно найти ему, открытому, место на своем полотне. Мои работы это в некотором роде стилизованные импровизации на темы городских пейзажей, и кто-то рассмотрит в них Таллинн, а кто-то, например, немецкий Гамбург.

Старина, кажется, сопровождает вас всю жизнь. Родом вы из Баку, известного еще в раннем Средневековье, учились в древней российской Твери с ее храмами, да и Таллинну, где давно живете и работаете, в возрасте тоже не откажешь. Что, по-вашему, разнится старина в разных географических пространствах?

Наверно, тут надо говорить о разности индивидуальностей, исторического опыта, о культурном своеобразии, которое отличает любой народ и, значит, любой город, Но ведь при этом каждый — неповторим, полон собственным очарованием. Баку — юг, солнце, яркость, Тверь — купеческая, просторная, с широкой Волгой, Таллинн — тоже нечто единственное в своем роде — основательное, европейское.

Разные города, разные культуры, старина, наконец, но ведь все это не меняет в человеке потребность встретиться с чем-то особым, необычным. Что это для вас такое: особое, необычное, что привлекает взгляд художника в первую очередь, на чем он останавливается прежде всего?

На самом деле меня всегда привлекает мелочь, деталь. Где бы я ни был — в Таллинне, Праге или, предположим, в Барселоне, как и любой художник, ловлю, коллекционирую мгновенья: неожиданный ракурс, блик света, еще что-то, что потом обязательно пригодится, когда пишешь какую-то ”абстракцию”, абстрактную композицию, абстрактный пейзаж…

Вы являетесь членом общества Русских художников Эстонии, как, по-вашему, идет там жизнь, спокойна ли она и размерена, наполнена ли событиями?

Мне кажется, что именно в последнее время она начала становиться по-настоящему насыщенной, что кажется мне очень важным, художникам и в жизни, и в творчестве требуется слушать и слышать жизнь, ее ритм, требуется, чтобы постоянно что-то происходило. А когда этого нет или совсем мало, то становится неинтересно, и это не помогает творчеству. Так уж получается, что зачастую каждый художник предоставлен самому себе, в нынешнее время это чувствуется особенно, потому в первую очередь нужно работать самому, и здесь никакое объединение не в состоянии направить тебя в нужном направлении, определить твою судьбу.

Ваша первая выставка случилась в 2002 году, в следующем году вы сможете отпраздновать уже 15-летие своей выставочной биографии, проще говоря, творческой деятельности, своего рода юбилей. Могли бы вы сегодня определить некие вехи своей художественной судьбы?

Моя первая персональная прошла когда-то в галерее Ольгой Любаскиной, за что я всегда буду ей благодарен, эти дни остались в моей памяти по-настоящему счастливыми. Я не стану перечислять сейчас всего, что было, но случалось все. Трудного, понятно, бывало больше, чем легкого, но как бы там ни было, в конечном счете все в моей жизни окрашено позитивом.

В самом начале разговора вы с удовольствием уточнили, что ваша выставка открывается в канун 8 Марта. На этой замечательной ноте давайте и завершим.

Здесь-то все очень просто: здоровья, милые женщины, счастья, конечно, и любви. Ну, а нам остается только способствовать тому, чтобы все исполнилось.

Поделиться
Комментарии