В обстановке особой секретности полиция безопасности продолжает наставлять учителей
Общество учителей обществоведения Эстонии отметило, что будет дан обзор работы полиции безопасности. А я поинтересовалась, какое отношение она имеет к учителям обществоведения, не нашлось ли в Таллинне другого места, где мероприятие могло бы пройти, и можно ли мне как журналисту принять в нем участие.
В Департаменте полиции безопасности пояснили, что собраться в штаб-квартире КаПо пожелали сами педагоги, так что это — идя навстречу их пожеланиям. И с моей стороны было бы, дескать, вежливо, если бы я попросила разрешения участвовать прежде всего у Общества учителей обществоведения.
Контактное лицо общества Сулев Валдмаа откликнулся на мое обращение: ”Надеюсь, что, если у вас имеется интерес к тематике семинара этого года, вы сможете, так сказать, профессионально достичь договоренности с теми, кто обеспечивает его содержание”.
Я сказала, что именно полиция безопасности и послала меня к учителям. На сей раз Валдмаа ответил резче: ”Семинар — для учителей и работников образования. Очень извиняюсь, но EÜÕS (Общество учителей обществоведения Эстонии. — Авт.) не создаст прецедента и не привлечет к участию в своем мероприятии представителей других сфер жизни”.
Бог с ними, другими сферами… Прямо перед семинаром досталось и представителю своей. Общество учителей обществоведения довело до сведения одного из зарегистрировавшихся на мероприятие столичных учителей, что Департамент полиции безопасности не желает видеть его у себя.
”Я никак не ожидал, что отбором участников банального семинара учителей обществоведения будет заниматься КаПо, — признался учитель. — Если на мероприятии планируется открыть какие-то тайны, то называть его нужно соответствующим образом. Не скрою, меня разбирало любопытство — не каждый же день можно заглянуть в гнездо спецслужб!”
Учитель обескуражен: почему спецслужба не уведомила его персонально, почему в подробности посвятили третью сторону, теперь среди коллег непременно начнет циркулировать слух о его неблагонадежности. Полагаю, что именно такого эффекта и добивались.
Но все же отчего учительское собрание проводится в режиме таких строгостей? Что такое особенное происходит там? Ведь учителя — не спецагенты, гостайн им знать не положено. Есть учебная программа, есть законы ЭР, в конце концов, есть Конституция. Педагоги исходят из этого, смотрят ТВ, слушают радио, расширяют кругозор, зачем им еще и ”воспитательная работа” от КаПо? Кстати, что по этому поводу думает Министерство образования?
”Объединения учителей-предметников — это самостоятельные организации, которые организуют свои мероприятия и выбирают партнеров самостоятельно. Таким образом, обо всех деталях лучше всего спросить у представителя Общества учителей обществоведения Эстонии”, — транслировал позицию Минобра консультант коммуникационного отдела Ассо Ладва.
Вчера, уже только для русских учителей истории, семинар продолжился в Тарту. Тема — ”Принцип коллективной защиты на примере малого государства”. Выступил заместитель генерального директора Департамента полиции безопасности Эрик Хелдна.
На домашней странице КаПо говорится, что „деятельность контрразведки полиции безопасности направлена на выявление, отслеживание ведущейся в Эстонии разведывательной деятельности, на воздействие на нее и предотвращение. Важное место занимает также превентивная деятельность, которая состоит в информировании людей, учреждений, фирм, которым может угрожать прослушка, или шпионаж”.
Судя по всему, по мнению полиции безопасности, угрожает он и учителям истории. Хотя поведение КаПо больше напоминает политическую обработку людей в духе отсеивания любых сомнений относительно того, что представляет опасность для Эстонии. И тут, я считаю, пора взяться за учителей русской литературы. А ну как дадут ученикам, к примеру:
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
(…)
Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага —
И ненавидите вы нас…
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?..
(…)
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..
Это Пушкин. ”Клеветникам России”. Стихотворение возникло в связи с польским восстанием 1830—1831 годов. В Википедии можно прочесть, что ”непосредственным поводом для его написания стало выступление некоторых депутатов во французском парламенте с призывом вооруженного вмешательства в военные действия на стороне польских повстанцев против русской армии”.
Плохое стихотворение, идеологически неправильное. Так что, может, КаПо действительно самое время на всякий случай и русистов наставить на путь истинный?