Что ждет нас впереди

Было бы непростительной ошибкой пытаться понять настроения русской общины, опираясь исключительно на комментарии в DELFI. Спектр общинных настроений шире и разнообразнее, чем виртуальная нелюбовь комментаторов к президенту, премьер-министру и вообще к эстонцу. Однако изучить общинные настроения никто не пытался.

"Да, что мы, блин, своего избирателя не знаем, что ли!" — возмутился один из руководителей ОНПЭ накануне проигранных партией парламентских выборов. Оказалось, не знают, и знать не хотят. Объединенная народная куколка превратилась в конституционную бабочку. Бабочка настроениями избирателя тоже не интересовалась, она их "формировала". В результате очередной пролет на парламентских выборах и прошлогодние "бронзовые беспорядки".

В будущем году нам предстоят сразу две избирательные кампании — европарламентская и муниципальная. Пора задуматься над тем, какой кандидат (в порядке предложенной очередности) нам нужен. Так что начнем с выборов в Европейский парламент.

Общие замечания

Очевидно, что за отсутствием достоверной информации ориентироваться на настроения общины мы не можем. Поэтому нам остается уповать исключительно на общегуманитарные представления об идеальном кандидате: чтоб честный и с образованием, чтоб не пил, не курил, деньги теще приносил, и т.д. Дополнительное требование: кандидатом должен быть местный русский, не связанный с текущей эстонской политикой, да такой симпатичный во всех отношениях, чтобы, как купюра в двести евро, нравился всем. Необязательное условие — владение какими-либо европейскими языками и представление о евросоюзовских реалиях.

Отношение к реалиям требует пояснений. Существует распространенное представление о том, что со своим свиным рылом мы легко можем вломиться не только в калашный ряд. Говорить об этом вслух не принято, потому что местная "русская" политическая "элита" не знакома с фразеологией русского языка, фразеологизмы понимает дословно и обижается.

Исходя из сложившейся практики, мы можем иметь дело только с двумя типами кандидатов. Первый тип — бесталанная личность, но со связями и с деньгами, не важно — своими или чужими. Второй тип — человек одаренный, но без нужных связей, без денег и без надежды их получить.

Кандидат первого типа

Бесталанный политик, умеющий важно надувать щеки и брать многозначительную паузу, когда нечего сказать, нам хорошо знаком. Мы свыклись с ним, прощаем ему почти все очевидные глупости и ошибки, даже слегка голосуем за него по принципу "назло врагам". На прошлых европарламентских выборах мы имели дело именно с таким "единым кандидатом". В ходе избирательной кампании он последовательно попадал в довольно глупые житейские ситуации, из которых выгребался, взяв паузу под лозунгом "ноу комментс!".

Например, избирательный штаб претендента выходит с заявлением о том, что такого-то числа в эфире "Радио 4" кандидат сделает сенсационное заявление. Вместо сенсации — размазанные по эфиру малограмотные сопли. А через неделю эфирного молчания штаб объявляет, что кандидат едет в Прагу учреждать русскую партию Европы и везет туда собственноручно составленный проект декларации. Проект декларации правят в штабе все кому не лень, включая случайных посетителей, в результате чего он разбухает как рулон пипифакса в ведре с водой. Чтобы вконец не опозориться, окончательную редакцию политического документа второпях заказывают… спортивному журналисту.

А как же русская партия Европы, спросите вы. А никак. Масштабный политический проект единоличным решением позже "закроет" помощник более удачливого кандидата из Латвии. Когда в воздухе уже отчетливо пахнет авантюрой, вдруг выясняется, что наш кандидат идет на выборы за свой счет и не для того, чтобы победить и представлять наши интересы в Европе, а лишь для того, чтобы проверить электоральный потенциал партии, в которой он имеет честь состоять. Похоже, что нас держат за конченых идиотов.

Главный недостаток кандидатов первого типа — полное отсутствие представления о том, куда в Европейском парламенте можно приткнуться, с кем дружить, чьи убеждения разделять, на каком языке говорить, усвоить, наконец, чем фашизм принципиально отличается от нацизма, и т.д. Подобного рода представления, знания и связи не возникают сами собой. Требуется как минимум напряжение головного мозга, однако не каждый кандидат первого типа способен на такой подвиг.

Кандидат второго типа

Из кандидатов второго типа могла бы составиться небольшая очередь, но у всех у них есть один важный недостаток, перевешивающий все их очевидные достоинства. Среди претендентов есть и умные, и талантливые, но нет ни одного столь же симпатичного, как двести евро, устраивающего всех или почти всех. Оборотная сторона несимпатичности — отсутствие у претендента собственных средств для участия в политической игре. Известно, деньги всегда липнут к деньгам, и никогда к честным рукам.

Претендент в кандидаты без надежды на политические инвестиции составляет видимость чистоплюя. За чистоплюя наш избиратель голосовать не будет: за откровенного дурака или "делового" — пожалуйста, а за чистоплюя, который весь в белом, когда все вокруг в дерьме, голосовать остережется.

Единый русский список

Монополистом "единого русского списка" будет партия Станислава Черепанова, если он, т.е. список, вообще составится. В партии нет харизматиков, а про честных и талантливых членов Русской партии, замеченных на общественном поприще, нам вообще ничего не известно. Значит, организацию Черепанова можно не принимать в расчет ввиду ее ничтожной (смехотворной!) политической значимости.

Отморозок

Нам нужен подлинно единый и единственный, в меру умный, в меру честный, в меру совестливый, шустрый и при этом в меру харизматичный претендент на место в Европарламенте, не связанный с прежними — равно русскими и эстонскими — политическими партиями. Образно говоря, нам нужен политический отморозок. В том смысле "отморозок", что такой претендент не должен быть связан с местными политическими раскладами, свободен в своих действиях от каких-либо обязательств в публичной и, главное, в непубличной эстонской политике.

Деньги на избирательную кампанию кандидата-отморозка можно собрать, используя американский опыт. Например, уже осенью затеять масштабное политическое турне претендента по стране под лозунгом "с миру по нитке". Было бы разумно заранее показать нашего беспартийного претендента в Европе, пусть сам определится, с кем, т.е. против кого, он там будет "дружить" и чьи убеждения "разделять".

На такого претендента, забыв обиды и амбиции, можно и потрудиться всем миром и потратиться не грех. В прошлый раз ведь почти получилось, если бы не наглый СОРСЭ, подмявший под себя полезную общественную инициативу, действовавший в интересах кандидата, "проверявшего" партийный электорат ОНПЭ.

Чтобы начать процесс подготовки к европарламентским выборам 2009 года, нужен эффективный комитет по поискам кандидата. Уже сейчас нужна команда единомышленников: группа юридической поддержки, пресс-группа, web-группа, аналитики, имиджмейкеры, спичрайтеры и т.д. Понятно, что кандидатами в члены Европарламента не рождаются. Кандидата придется лепить практически с нуля, причем открыто (публично), что, с одной стороны, на руку конкурентам, но зато избавляет от конфликтов с "компетентными органами". Органы по долгу службы обязаны держать руку на пульсе "русской" политики. Их служебный интерес к "тайнам" может доставить немало хлопот, причем в самое неподходящее для избирательной кампании время.

Если вовремя не найдем "отморозка", то выборы можно бойкотировать, отказав в доверии прочим "русским" претендентам. Бойкот, т.е. агитация против всех, тоже может быть активной и может привести к положительным политическим результатам. Для этого опять же нужна команда, творчески реализующая общественный заказ.

Фактор времени

Время уже упущено и теперь все придется делать второпях. Однако начинать процесс необходимо даже с опозданием, иначе о проблемах русской общины в Эстонии Европейский союз опять ничего не узнает.

Поделиться
Комментарии