Русская община проживает свой "день сурка"?
Бывает, что в круговерти поступков человека жизни-то и нет, ибо не всякое существование можно назвать жизнью. А какое можно? Завтра будет день, что в нем может быть такого, что позволит назвать его незабываемым? Что сделает день событием? Для меня ответ содержится в самом слове: со-бытие означает совместно быть… День становится событием, когда случается встреча, интеллектуально и эмоционально неожиданная и озадачивающая, когда преодолеваются границы возможного. На общинных встречах в Яамамыйза, организовываемых Центром развития социального капитала в сотрудничестве с Капиталом поддержки русской культуры, я стремлюсь создать и себе и другим участникам условия для такого прорыва.
Напомню, что на первых четырех встречах проблематику формулировали два докладчика, в какой-то мере оппоненты друг другу, а эмоционально оттенял их оппозицию третий "докладчик" — представитель творческой интеллигенции. Так, ранее у нас выступили фотохудожник Татьяна Муравская, актер Сергей Черкасов, андрагог Марью Унт и поэт Николай Караев. А затравщиками дискуссии были Сергей Середенко и Дмитрий Михайлов, Игорь Розенфельд и Артур Кузнецов, Сергей Чуркин и Марк Канчуков, Олег Назмутдинов и Алексей Хватов.
Каковы результаты этих встреч? Во-первых, стала формироваться сеть не единомышленников, нет, но людей, понимающих, что различие во взглядах и убеждениях — ценность. Во-вторых, в нашем центре появились лидеры, претворяющие свои идеи в жизнь. Это ведущий "Театральные среды" для интересующихся историей русского театра Александр Лобанов; организатор творческих встреч с писателями и поэтами Людмила Казарян; осуществляющая музыкальное и православное просвещение Александра Волкова; проводящий развивающие личность семинары для безработных Валдо Руттас; мечтающий о еженедельных заседаниях аналитического клуба Василий Ягомягис; увлекающаяся популяризацией биологии Людмила Сухорученко; составляющая антологию русской поэзии Эстонии Татьяна Сигалова. На общинных встречах участники смогли осмыслить многие важные понятия: переплетение этнических групп в обществе, автономия, конфликт, функциональность, центристская идеология, неизлечимые раны народа, иррациональная инициатива, социальная роль искусства и юмора, и многое другое.
Пятое мероприятие этого проекта, которое состоялось 9 октября, было оригинальным и по форме и по содержанию, хотя и оставалось в канве общей задумки. В первой части встречи выступил бывший вице-мэр, ныне депутат Городского Собрания Владимир Шокман, затем завязалась дискуссия о центристской позиции в Тарту по т.н. "русскому вопросу". Действительно, таллиннские центристы достаточно ясно обозначают желаемые векторы развития русской общины и на форумах "Гражданский мир", и в других формах. Настала пора прояснить ситуацию и в "южной столице". Мы надеялись, что в ходе беседы будут сформулированы некие предложения русской общине города, позволяющие городу и общине создать более гармоничные отношениях. Кроме того, было интересно узнать больше о докладчике как об успешном представителе русской общины. Что стало залогом его успеха?
Владимир Шокман оставил впечатление доброжелательного, хотя и осторожного человека. Много было сказано как бы между строк, а лейтмотив всего выступления, да и ответов на вопросы сформулирую так: "Община сама должна определиться, чего она желает, и, отбросив эмоции, составить план и реализовывать его постепенно и целенаправленно, посредством компромиссов, но и не теряя самое себя. Тартуские центристы заинтересованы в том, чтобы всем жителям города было хорошо, но конкретных предложений для развития русской общины города сформулировать не может".
Во второй части мероприятия Валдо Руттас в коротком сообщении выразил дополняющую идею. Сначала процитировал недавно опубликованное на Delfi мнение Лукьянова: "Мы сейчас находимся в крайне интересной, но непонятной и пугающей фазе, когда все действующие на международной арене субъекты, от самых больших до самых маленьких стран, ужасно напуганы. Они не понимают, что на самом деле происходит. Они поражены тем, что действия, предпринимаемые с какими-то целями, которые ставятся, приводят совсем к другому результату, не к тому, на который рассчитывали. Они все потеряли ориентир движения". Наш докладчик-методолог считает, что в современном мире для успешного преодоления кризисных ситуаций в противовес к ультрасветскому необходим трансцендентный, духовный подход. И предложил поучаствовать в создании театра "Трансцензус", единственным и неповторимым представлением которого стало бы выступление тут же сформированных групп.
Как писал Г.П. Щедровицкий, "… игра — дело очень серьезное и с содержанием. Она нам нужна, поскольку она дает людям возможность жить, пусть "в пробирке", но свободно. Игра вас может сделать человеком, если вы включитесь в нее… — да, человеком "в пробирке". Но тот, кто прожил десять дней "в пробирке" человеком, может остаться таким и дальше, если запомнит, что это значит — быть человеком".
Автором концепции театра "Трансцензус" является эстонско-екатеринбургская группа из 4 человек (Константин Гаврилов, Виктория Неборякина, Валдо Руттас и Алексей Шустов). Будучи убеждены в верности утверждения Г.П. Щедровицкого: "Игра решает любые социальные, политические, социокультурные вопросы, создает новые образцы. И это выясняется повсеместно, поскольку в игре можно имитировать любую область жизни. Больше того, в игре можно выходить в будущее и смотреть, что там в будущем будет", мы убеждены в необходимости усиления позитивной эмоциональной составляющей со-организации смысломыследеятельности людей и коллективов.
Вхождение в действо, открывание чувств, подготовка духа — это осуществилось в хороводе под аккорды русской свадебной песни 15 века в исполнении Александры Волковой. Взявшиеся за руки люди без чьих либо указаний, по зову души, осуществили "ритуал", были исполнителями и зрителями своего танца. Затем участники легко определились, в какой форме они хотели бы представить другим результаты группового обсуждения — музыкальной, визуальной, драматической или танцевальной.
Тема же была сформулирована достаточно общо — ощущения и чувства, возникшие во время и после дискуссии первой половины встречи. Результат оказался у каждой группы свой. Форма выражения предчувствия, предощущения, предвидения будущего была разной. Мы устроили ярмарку мыслей и эмоций посредством песен, рисунков, движения, притч и басен.
Танцевальная группа повествовала о том, что русский человек — это православие, почитание традиции, корней и русская "высокая" культура. Выражая это мнение, они использовали пантомиму о крещении Руси и княжне Ольге, что явилось началом обретения народного сознания; и танец маленьких лебедей, символизирующий русский балет и культуру в целом; и танец по мотивам сказки "Репка". А в завершении подвели участников к мысли-чувству, что нашу культуру-репку, надо не вырывать всем миром, а лелеять и холить, отложив в сторону символы и "церковные", и "центристские".
Визуальная группа предложила рисунок семипалатного-этажного дома — модель русской общины Эстонии, расположенного на 3 китах: вере, надежде и любви. Базисом этого строения они сочли личность — социально активного и добропорядочного человека. Следующими составляющими названы образованность, соборность, музыкальное и изобразительное искусство, театр и здоровый образ жизни. Символы, использованные в рисунке, вызвали и у авторов, и у слушателей множество идей и ассоциаций, поток их не оскудевал. Например, изображенный лучистым солнышком "юмор" символизировал вечность и жизнеспособность конструкции. Все могли прочувствовать, что коллективное творчество — это комфортно и результативно!
Музыкально-драматическая группа представила нам спектакль о двух неполных семьях, переживших катаклизм, живших в темных пещерах своих страхов и желающих соединиться. Оказывается, прокладывая тоннель навстречу друг другу можно легко ошибиться и оказаться в параллельных колеях! Оказывается, решая свои проблемы, две стороны склонны ходить по кругу (проживая свой День сурка!), а развитие возможно, когда появляется третья сторона, третий взгляд на бытие. Третий сторонний наблюдатель имеет потенциал вывести из замкнутого круга на спираль развития. Кто же будет для нас в Эстонии этой третьей стороной?
Нам было славно вместе, случилось со-бытие! Обо всем не рассказать, хотя работа в группах длилась всего час и представление от групп столько же. И когда кто-то предложил завершить встречу песней, то долго выбирать не пришлось: "Надежда - мой компас земной, а удача - награда за смелость…". Окрепло чувство и уверенность, что день сурка — это не про нас!
Не сомневаюсь, что каждый из участников сопереживает, осмысливает озвученное и осознанное на встрече и в последующие дни, и, более того, готовится к позитивным начинаниям. Мы же планируем организовать следующую тартускую встречу 6 ноября с 12 до 17, сквозной, темой которой будет судьба русского театра в Эстонии. Приглашены интересные собеседники и актеры самодеятельных театров, будут организованы групповые работы в неожиданной для участников форме.