Российское телевидение: средство информации или инструмент пропаганды?
Недавно представитель партии Союз Отечества и Res Publica Тармо Круузимяэ предложил запретить вещание на территории Эстонии российских телеканалов. Он объяснил это так: ”Телеканалы восточного соседа призывают к насилию, разжигают межнациональную рознь и пытаются дестабилизировать ситуацию по всей Европе. Чтобы не ставить под угрозу свою государственную безопасность, необходимо закрыть доступ к этим телеканалам”.
Господин Круузимяэ напомнил, что ”Грузия, Украина, Молдова, Латвия, Литва и многие другие страны уже сделали аналогичные шаги”.
В некоторых европейских странах идут еще дальше. Например, в октябре в Чехии создано государственное ведомство по борьбе с российской пропагандой. Его создание объясняют необходимостью защиты от информационной войны, которую ведет Кремль против стран ЕС.
В России часто называют такие действия ”борьбой против свободы слова”. Однако многие европейские исследователи уже доказали, что нынешнее российское телевидение имеет мало отношения к свободной информации. Оно являет собой качественно иной феномен — инструмент пропаганды, которая жестко насаждает зрителям официальную точку зрения Кремля.
В мае Финляндский институт международных отношений выпустил большой 320-страничный доклад ”Туман фальши” (Fog of Falsehood), посвященный исследованию российских пропагандистских стратегий. Представитель внешнеполитического ведомства США Бенджамин Зифф отмечает, что Кремль ежегодно выделяет 1,4 миллиарда долларов для обеспечения работы пропагандистской машины как внутри России, так и за рубежом. По его словам, она охватывает 600 миллионов человек в 130 странах, говорящих на 30 языках.
Расхожий в последние годы термин ”гибридная война” означает войну прежде всего информационную. Например, аннексия Крыма стала возможной не на пустом месте, а потому, что в этой республике более 20 лет свободно вещало российское телевидение, убеждавшее крымчан, что они являются ”неотъемлемой частью России”.
Однако после аннексии российская пропаганда обострилась как никогда прежде. Даже в советские годы из Кремля не звучало угроз превратить какую-то страну в ”радиоактивный пепел”. Тогдашняя советская пропаганда строилась на ”борьбе за мир”, а в сегодняшней господствует откровенная воинственная риторика.
Самый очевидный пример — искаженная подача новостей. Российская агрессивность оправдывается тем, будто бы Запад ведет по отношению к ней ”враждебную политику”. Как будто бы это не сама Россия вторглась в Украину, нарушив международные договоры, а НАТО напало на Россию.
Также на российских телеканалах весьма показательны политические ток-шоу, в которых принципиально невозможно обсуждать различные точки зрения. Вместо этого там царит истерическая нервозность. Обычно в студию приглашаются 1-2 оппонента официального кремлевского курса, которые пытаются высказать свои позиции — но ведущий их постоянно перебивает, а из зала им приходится выслушивать оскорбительные реплики, упреки в ”отсутствии патриотизма” и ”работе на Америку”. Эту пропагандистскую обструкцию нельзя назвать нормальной журналистикой.
Вообще, выглядит несколько удивительным, что в эпоху интернета телевидение сохраняет и даже увеличивает свое влияние на умы зрителей. Однако следует учитывать, что в России интернет еще далеко не так развит, как в Эстонии, которая давно уже строит ”э-государство”. Кроме того, большое значение имеет сила привычки. Для обычного российского гражданина ”информация из интернета” по причине ее многообразия остается сомнительной и проигрывает по убедительности суровым интонациям ведущих программы ”Время”.
За путинские годы в России все независимые общефедеральные телеканалы были либо закрыты, либо в них пришло новое руководство, лояльное к власти. Оппозиционную фронду позволяют себе лишь небольшие телестудии, вроде канала ”Дождь”, но он не имеет эфирного вещания, а преимущественно кабельное, и поэтому его аудитория весьма ограничена. Так российское телевидение из конкурентной медиа-среды постепенно превратилось в единый пропагандистский рупор.
В 2014 году до 90% времени в новостных выпусках Первого канала, РТР и НТВ занимали события в Украине. Причем они показывались в характерном пропагандистском ракурсе — народная революция на Майдане изображалась как ”фашистский переворот”, а новая демократическая власть — как ”хунта”. О событиях в самой России российское телевидение словно бы забыло. Поначалу у российских зрителей это вызывало ироничные вопросы: в какой стране мы живем? Однако эта массированная промывка мозгов принесла свои ядовитые плоды — сегодня, по социологическим опросам, большинство россиян считает Украину ”враждебной страной”.
Когда на российских телеканалах заходит речь о странах Балтии, они также изображаются не как суверенные и независимые государства, но — как правило — с имперским пренебрежением. Мол, есть ”великая Россия”, а есть эти ”марионетки НАТО”. И действительно, вызывает удивление, что эта антигосударственная пропаганда свободно транслируется в телеэфире Эстонии.
Возможно, вещание российских телеканалов не следует запрещать — чтобы не давать кремлевским пропагандистам поводов изображать из себя ”борцов за свободу слова”. Но с другой стороны — почему Эстония должна предоставлять свои телеэфирные частоты для трансляции этой имперской и антиевропейской пропаганды? Если кто-то не может без нее жить — пусть ищет и смотрит ее в интернете.
Открывшийся в прошлом году эстонский русскоязычный телеканал ETV+ поначалу рассматривался как информационная альтернатива российскому телевидению. Но к сожалению, пока он не в полной мере выполняет эту роль. В нем слишком велик объем развлекательных программ. Конечно, для современного телевидения это нормально, оно не должно быть скучным, но все же это несколько затмевает общественно-политическую тематику. Поэтому те русскоязычные зрители Эстонии, которые интересуются темами международной политики, не находя их на ETV+, будут по-прежнему смотреть российские телеканалы, попадая под их пропагандистское влияние. Хотя эстонский русскоязычный телеканал мог бы стать примером нормальных и открытых политических дискуссий, невозможных на российском телевидении.
Телеканалу ETV+ можно предложить также интересную возможность для его информационного продвижения. Русскоязычное население Эстонии, как и многих других стран, обычно интересуется тем, что происходит в России. Однако от российских телеканалов эти зрители получают слишком приукрашенную и ”лакированную” картину российской действительности — будто бы в России все замечательно, и только весь остальной мир находится в постоянном ”кризисе”.
ETV+ мог бы исправить это пропагандистское искажение, сообщая о реальной ситуации в России, которую замалчивает российское телевидение. О фактах невероятной коррупции власти, о политических репрессиях против несогласных с кремлевским режимом, о бедственном положении многих российских регионов, которые сегодня лишены всякого самоуправления. В таком случае русскоязычные жители Эстонии перестали бы идеализировать ситуацию в России — как им ее преподносят российские телеканалы. Да и многие жители самой России, где свобода СМИ существенно ограничена, наверняка, с интересом стали бы смотреть ETV+ через интернет.
А пока продолжается информационный абсурд — в европейской Эстонии свободно транслируется российская антиевропейская пропаганда, но достойного ответа не получает.