Руководитель Роскомнадзора Александр Жаров призвал команду Telegram предоставить сведения для внесения в единый реестр ”организаторов распространения информации”. В противном случае, по его словам, мессенджер будет заблокирован в России, несмотря на то, что у него миллионы пользователей (а по всему миру — десятки миллионов).

В России летом 2016 года был принят ”Закон об информации”, который обязывает все коммуникационные компании предоставлять по запросу государства данные о своих пользователях и даже содержание их сообщений за последние 6 месяцев. Правозащитники указывали, что такие требования напрямую нарушают конституционное положение о тайне переписки, которое может ограничить только суд, но власть это проигнорировала. Фактически, ”подозреваемыми” отныне оказываются все граждане РФ!

Почему именно мессенджеры оказались первым объектом преследований со стороны Роскомнадзора? В большинстве этих систем мгновенного обмена сообщениями информация между пользователями проходит в зашифрованном виде, что делает ее недоступной для контроля со стороны спецслужб. И мессенджер Telegram выглядит здесь едва ли не самым совершенным. Его разработчики даже предлагали премию в 200 000 долларов тому, кто сумеет взломать их шифр, но за несколько лет этого пока никто не сумел сделать.

Главным разработчиком этого мессенджера является известный программист Павел Дуров. В 2014 году он уехал из России — после того, как власти вынудили его продать государственному холдингу Mail.Ru Group его прежнюю разработку — социальную сеть Vkontakte. Уже находясь в Германии, он создал мессенджер Telegram, ставший глобально популярным — только 6 процентов его пользователей проживает в России. Дуров называет себя ”гражданином мира” и ведет себя как интернет-романтик 21 века, заявляя: ”Еще ни одно правительство или спецслужба в мире не получили ни бита информации от нас. Так будет всегда”.

В мае текущего года Роскомнадзор уже запретил несколько мессенджеров (BlackBerry, Imo и Line) и заблокировал их работу на территории России. Впрочем, запреты касаются не только мессенджеров. Для жителей Эстонии, привыкших к высокому уровню свободы слова, кажется странным, что в России уже несколько лет блокируются сайты политической оппозиции (Kasparov.ru, Grani.ru etc.), которые обвиняются властями в ”экстремизме”. Российские пользователи продолжают их читать с помощью анонимайзеров и VPN. Однако в настоящее время Госдума разрабатывает законопроект о запрете самих анонимайзеров. Иными словами, нынешняя российская власть пытается бороться с современными цифровыми технологиями как таковыми.

К ультиматуму со стороны Роскомнадзора в понедельник 26 июня подключилась ФСБ. Ее представители заявили, что террористы, которые устроили в апреле взрыв в Санкт-Петербургском метро, пользовались именно мессенджером Telegram. На это Павел Дуров выразил удивление, что об этом вдруг заговорили только через три месяца после теракта. По его словам, спецслужбы ”эксплуатируют эту трагедию как предлог для усиления своего влияния и контроля над населением”.

Однако это уже известная практика российских властей, которая имеет давнюю историю. Еще в 2004 году президент Путин отменил губернаторские выборы в России, мотивируя это именно ”угрозой терроризма”. Так терроризм становится удобным предлогом для дальнейшего сворачивания гражданских свобод в стране.

Руководитель Роскомнадзора Жаров напрямую заявляет: ”Telegram является если не основным, то одним из основных каналов коммуникации для террористов”. Таким образом, сама свобода коммуникации приравнивается к терроризму! Такое определение можно считать приговором этому мессенджеру и возможно, его блокировка, как и обещает Роскомнадзор, произойдет уже на днях.

Однако администраторы Telegram сдаваться не собираются. В понедельник 26 июня они уже предложили российским пользователям настройку для обхода блокировок через прокси-серверы. Очевидно, мы наблюдаем очередное столкновение российского государства и современного цифрового общества.

29 июня пришло сообщение о том, что Telegram и Роскомнадзор нашли компромисс. Павел Дуров согласился передать российским властям только регистрационные данные своей компании (впрочем, они и так всегда были в открытом доступе), а Роскомнадзор включил Telegram в свой официальный реестр. Однако Дуров заявил, что российские власти по-прежнему не получат никакого доступа к переписке пользователей мессенджера. Российский портал РБК называет этот компромисс ”временным”, потому что летом 2018 года в России вступают в силу законы, которые требуют от всех операторов информации хранить переписку своих пользователей на российских серверах и предоставлять их спецслужбам.

Российские спецслужбы, как оказывается, совершенно не знают принцип работы современных мессенджеров. Они требуют от администраторов передать им ”ключи шифрования” сообщений, но не понимают, что это технически невозможно. Сама технология end-to-end (оконечное шифрование), которая используется в Telegram, предусматривает, что этими ”ключами” владеют только отправитель и получатель сообщения. Именно такая технология обеспечивает привлекательность этого мессенджера для пользователей, но с другой стороны — вызывает острое неприятие у Роскомнадзора и ФСБ.

Павел Дуров отмечает: ”Чтобы победить терроризм путем блокировок, придется заблокировать весь интернет”. Однако российские спецслужбы действительно мыслят категориями прошлой эпохи. Интернет и технологии мессенджеров для них враждебны именно как независимая информационная среда, а вовсе не из-за терроризма. И они умеют действовать только старым советским методом тотальных запретов.

Российские блогеры печально шутят: террористы, пользуясь мессенджерами, используют при этом еще и буквы. Скоро ли их запретит Роскомнадзор?

Поделиться
Комментарии