Как бы я ни любил родной город, но только в Нарве возможны парадоксы. Парадокс власти: городское собрание каждый раз проводит два заседания — неофициальное на русском и официальное на эстонском. А директором нарвской гимназии может стать человек, не владеющий государственным языком.

Результаты конкурса на должность директора Нарвской Кренгольмской гимназии шокировали не только меня, но и всех здравомыслящих нарвитян. Конкурс выиграла госпожа Тороквей, член Центристской партии, ранее руководившая этим учебным заведением. Конкурсная комиссия оставила "за бортом" госпожу Вялья (партия Res Publica), для которой эстонский язык является родным. Видимо, в городе Нарва не действуют законы Эстонской Республики, требующие от кандидатов владения эстонским языком на высшем уровне. Уровень же знаний госпожи Тороквей ограничился двумя словами: "Korrake palun!" ("Повторите, пожалуйста!"). А этому человеку надо пять лет руководить гимназией, отвечать за внедрение и успешное проведение программы перехода школы на государственный язык обучения, на своём примере показывать, что изучение эстонского полезно и нужно.

Напрашивается вопрос — как будет развиваться школа во главе с директором, который не понимает документов, приходящих в школу; директором, не способным изъяснить свои мысли и мнения чиновникам министерства образования и науки, гостям из республики. А случись министру образования приехать в эту школу, так и услышит он ответы на все свои вопросы — "Korrake palun!".

Проблема незнания государственного языка администрацией школы не нова. Ученические представительства некоторых гимназий Нарвы не раз говорили, что директор не понимает пришедших в школу документов и откладывает их в "долгий ящик". А зачастую эти документы предназначены для развития учебной среды и повышения активности учеников. Например, в рамках проекта "Прыжок тигра" ученические представительства могли бесплатно получить новые компьютеры. Все нарвские школы "проспали" эту прекрасную возможность. Кроме того, каждое ученическое представительство, заключившее договор с Союзом ученических представительств Эстонии, может получать ежегодно по 7 крон с каждой ISIC-карточки, сделанной учениками этой школы. Суммы получаются довольно приличные, но в Нарве их получают только 3 школы. Почему? Да потому, что на договоре должна стоять подпись директора. Директор же зачастую отказывается подписывать документ, которого он не понимает.

Вернёмся к вышеупомянутому конкурсу. Мало того, что при вынесении решения был нарушен закон, так ещё и страдать придётся ученикам, которые по вине "полиглота"—директора останутся без поддержки. Да и установить дружеские отношения с эстонской школой у такого директора вряд ли получится. А как хотелось бы ученикам иметь партнёрскую школу не только в другой стране, но и в Эстонии. Это, несомненно, помогло бы более спокойно и мягко перейти на государственный язык обучения. Ведь знание эстонского языка — одна из самых важных предпосылок для достижения успеха в нашем государстве.

Случай с назначением директора Нарвской Кренгольмской гимназии в очередной раз доказывает, что руководству города закон не писан. Всё же остаётся надежда, что в дальнейшем при выборе директора будет учитываться педагогический опыт и профессиональные качества кандидата, а не партийная принадлежность.

Дорогие власти города, думайте больше о будущем молодёжи, а не о кошельках своих однопартийцев. И тогда Нарва действительно станет городом, дружелюбным к детям.

Поделиться
Комментарии