Почему все-таки оппозиционеры из России так часто выбирают Эстонию — по политическим или все же больше по бытовым соображениям?

Я решил поинтересоваться мнением уже проживающих в Эстонии российских политических беженцев: эколога Сурена Газаряна и блогера-правозащитника Максима Ефимова; объявленной в России в федеральный розыск и учащейся в Эстонии активистки ”Солидарности” Анастасии Рыбаченко; а также рассуждающего о жизни в Эстонии российского журналиста Олега Кашина.

Мнения россиян, или Arvamus об Эстонии

Активистка "Солидарности" Анастасия Рыбаченко, объявленная в России федеральный розыск по делу о беспорядках на Болотной площади 6 мая 2012 года, рассказала мне, почему она решила продолжить свое обучение именно в Эстонии: ”Я проучилась в России четыре года, но после прихода следователей в вуз меня отчислили. Мне оставалось доучиться всего год до диплома, так что вопрос о продолжении образования встал очень остро”.

”Я приехала в Эстонию только потому, что руководство вуза, которому я очень признательна, приняли мои документы на поступление. Я рассылала свои документы и рекомендации по университетам разных стран, приходили разные ответы, где-то предлагали зачислиться, но только с сентября 2013, где-то предлагали поступить, но на первый курс, а это значит заново учиться 3-4 года. Все эти варианты меня не устраивали. ТТУ был самым лучшим вариантом. В Эстонии я собираюсь доучиться до бакалавра”, — поделилась своими планами оппозиционерка.

По словам Рыбаченко, Борис Немцов дал ей письменную рекомендацию для поступления в вуз, также как и Гарри Каспаров: ”Я их обоих очень уважаю, они мои соратники”.

Как оказалось, мотивы переезда Анастасии в Эстонию оказались куда более бытовыми, чем некоторые пытаются представить. А вот блогеру Максиму Ефимову, обвиняемому в России в "разжигании религиозной ненависти" за критику Российской православной церкви, предоставлен вид на жительство в Эстонии на три года и присвоен статус политического беженца. Мотивы у Максима самые что ни на есть политические.

Известно, что российское телевидение часто демонизирует образ Эстонии, представляя ее чуть ли не профашистским государством, где дискриминируют русских. На вопрос о том, ощутил ли он на себе какую-либо дискриминацию за время, пока живет в Эстонии, Ефимов ответил так: ”Российским прокремлевским СМИ я не доверяю и не смотрю их. Они оскорбительны для любого уважающего себя человека. С дискриминацией в Эстонии лично я не сталкивался. Более того, Эстония предоставила мне политическое убежище, когда мне грозила психушка или тюремный срок за борьбу с коррупцией и критику церкви в России. Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес пожал мне руку и морально поддержал меня, эстонские журналисты проявили внимание ко мне. Я был гостем в Круглого стола в Пярну. В Эстонии, как и в любой другой бывшей колонии СССР, безусловно, много проблем, особенно экономических. Зато по свободе слова Эстония сегодня занимает первое место в мире. А ведь это труднодостижимо. Россия тому пример. Я полагаю, что Эстония также способна добиться успехов и в экономике и поднять уровень жизни жителей Эстонии достаточно высоко”, — считает опальный блогер.

Одним из последних людей, просивших о политическом убежище в Эстонии, стал эколог из Краснодарского края Сурен Газарян, объявленный в России в федеральный розыск.

Сурен поделился со мной своим мнением об уровне свободы слова в эстонском интернет-пространстве: ”Мне кажется, что законы по борьбе с экстремизмом здесь явно мягче, чем в РФ, о чем свидетельствуют комментарии на русском языке к новостям о моем приезде. Ну, это надо просто принять. Умный человек все поймет, комментарии читать не обязательно. Здесь они скрыты, видимо, это как-то обговорено законом, то есть ты их добровольно открываешь. Но меня радует, что в комментариях на русском нет цензуры”.

Известный российский журналист Олег Кашин, который не так давно поделился со своими читателями мыслями о переезде в Таллинн, так прокомментировал мне свое видение Эстонии и русских жителей страны.

”Эстония представляется мне интересной страной, в том числе потому, что в Эстонии есть русские, которые накладывают известный отпечаток на происходящее в этой стране. Но, насколько я успел понять, от других стран с большими русскими общинами она очень сильно отличается именно тем, что русская часть общества и коренное население и в советские годы, и сейчас существуют достаточно обособленно друг на друга, такого нет ни в Латвии, ни в Литве, нигде”, — рассуждает Кашин.

”Для местных русских, как я понял, большое значение в самоидентификации имеет Бронзовая ночь 2007 года и прочие обстоятельства, позволяющие считать себя угнетаемым меньшинством. Понятно, что это большая и сложная история, но мне, человеку из России, интереснее всего в ней такой парадокс: русские в Эстонии "в среднем" выглядят гораздо более радикальными сторонниками нынешнего Кремля, чем русские в России”.

”Российский обыватель, даже голосующий за Путина, не испытывает иллюзий по поводу власти — в ней жулики, воры и вообще плохие люди, но вот как-то мы с ними живем, привычка. Русский обыватель в Эстонии смотрит на Москву как на сияющий град на холме и, кажется, вполне искренне верит в Путина как в спасителя России и потенциального спасителя русских и сердится, если кто-то в России Путиным недоволен, — считает Кашин. — Знаю одного таллиннского блогера, который пишет в своем ЖЖ, что его место жительства — "город Колывань, Прибалтийский федеральный округ РФ". Из Эстонии, очевидно, это выглядит таким остроумным фрондерством (живет-то человек все равно по факту в Таллинне, а не в Колывани и не в Ревеле, и тем более не в Пскове), из России это выглядит глупо. Я думаю, разница между взглядом на Эстонию из России и взглядом на Эстонию из Эстонии всегда будет определять положение русских в Эстонии и их отношения с метрополией”.

Рождественская сказка

Тысячи российских туристов приехали в Эстонию отмечать Новый год и Рождество. Все, с кем удалось пообщаться — довольны. Тратят по местным меркам много. Говорят, что ощущают себя в Европе и обязательно приедут сюда еще раз. Некоторые даже Путина поругивают, но обвинить их в русофобстве язык не повернется, уж очень они русские.

Как же так получается, что Эстония, где, по утверждению некоторых русскоговорящих жителей страны, есть дискриминация русских по национальному и языковому признаку, все равно привлекает огромное количество русских туристов? Россияне чувствуют себя здесь настолько комфортно и защищенно, что даже просят политического убежища, поступают в вузы, получают вид на жительство, учат эстонский язык и остаются тут жить. А те, кто уезжают из Эстонии на постоянное место жительство в Россию, в большинстве своем, возвращаются обратно. Прямо чудеса какие-то.

Может быть, проблема людей, которые так одержимы манией преследующего их русофобства, стоит попробовать свои силы в борьбе с дискриминаций в России? Глядишь, там они добьются определенного успеха, заработают много денег, приедут на рождественские каникулы в Эстонию и расскажут мне о том, как они были правы, а также, какой Путин хороший управленец и президент. А пока хочется отметить, что свободолюбие россиян и потребность в самовыражение стали ощущаться сильнее — и это здорово!

Поделиться
Комментарии