Но Артур Тальвик не просто счастливый дачник с собственным причалом для лодки и пугающей горожан тишиной. Он кинопродюсер, и в подвале его бревенчатого "капитанского" сруба расположен небольшой просмотровый зал, где можно разместить человек двадцать зрителей. В один прекрасный день зрителей было всего трое. Это мы — гости Артура, которым он любезно согласился показать свой последний еще не законченный фильм "Декабрьская жара". Фильм готовился к показу, естественно, на эстонском языке и мой друг Як Ульман и сам Артур постараются устроить нечто вроде синхронного перевода.

Артур в качестве продюсера личность известная не только в Эстонии — за его плечами не один десяток фильмов и награды международных кинофестивалей, в том числе и российских. На фестивале СНГ и стран Балтии за фильм "Надоело!!!" — специальный приз жюри. Главный приз за фильм "Добрые руки"  — на фестивале "Дебошир" в Санкт-Петербурге в 2002 году. Главный приз и премия критиков на "Киношоке" в Анапе в 2003 году. Есть у него призы и на Берлинском кинофестивале. Наград у него вдоволь, и перечислять их можно долго. Помимо полнометражных художественных лент, он снял множество телевизионных и документальных фильмов. Со своим проектом "Эстонцы на колесах" объездил практически весь мир и сработал тридцать серий путевых киноновелл для телевидения.

Но "Декабрьская жара" нечто совсем иное. Это рассказ о попытке красного переворота в 1924 году, предпринятым в Эстонии советскими большевиками, — одно из последних усилий Коминтерна "раздуть" мировой революционный пожар. По словам самого Тальвика, он пытался реконструировать историческое событие в полнометражном игровом кино. Задача для художника, где само кинопроизводство делает первые шаги, не из легких. Но почему "Декабрьская жара"? Что это? Очередной камень в сторону России? Желание вспомнить еще одну обиду, нанесенную его маленькой родине? Но Артур никогда не был в числе тех, кто пытается сжигать мосты. Наши взаимоотношения и так переживают не лучшие времена, в российском обществе сформировано негативное представление о соседней республике, особенно после переноса известного памятника и скандала вокруг этой акции. Но правительства неизбежно меняются, а страны, приговоренные историей жить рядом, так же неизбежно остаются соседями. Художники знают, что на свете в чистом виде нет ни белого, ни черного цвета. Поэтому для людей искусства наши претензии друг к другу не столь однозначны и вся ситуация в целом не столь негативна. Особенно у профессионалов кино, которые продолжают активно общаться.

Да и заботы у эстонских кинематографистов иные. После развала Советского Союза маленькая республика была не в состоянии содержать монстра типа концерна "Таллинфильм" времен Советов. В первые годы становления властям действительно было не до кино. Многим специалистам пришлось либо уехать, либо сменить профессию. Проблема кадров до сих пор существует остро. Но появляются новые люди, способные снимать кино в новых условиях и для нового зрителя. Одним из таких смельчаков и стал Артур Тальвик. Стал не случайно — сын популярной эстонской телеведущей Алис Тальвик и известного мастера документального эстонского кино Мати Тальвика будущий продюсер рос в профессиональной творческой среде. А повзрослев, прошел путь, позволивший сейчас легко разбираться в тонкостях профессии. Закончив сценический факультет при таллиннской консерватории, Артур получил диплом артиста. Но на театральных подмостках надолго не задержался — актерство показалось делом скучным. Попробовал себя в другой роли — помощника режиссера кино. Сняв в этом качестве и в качестве оператора несколько фильмов, решился снимать сам. Но не режиссировать, а взять на себя весь процесс. Сегодня продюсер Артур Тальвик уже зрелый маэстро и может себе позволить выбор жанра и темы. Так что же заставило его снять фильм о большевиках, покусившихся на независимость еще той довоенной Эстонии, впервые получившей свободу благодаря все тем же большевикам?

Ответы на это есть в самом фильме. Но с первых кадров о политике забываешь. Завораживает иной странный мир, в котором как будто существуют реальные персонажи, но существуют они словно во сне. Сон, но в нем все по-настоящему. Не замечаешь, как тебя затягивает экран, и ты тоже начинаешь жить в этом сне. Только потом, когда кончится фильм, приходит в голову, что сюжетная фабула страдает некоторой наивностью, хотя наивность эта поэтична, и может быть благодаря этому ты становишься не зрителем, а соучастником действа.

Сюжет не сложен. Эстония добилась независимости, но наладить быт своих граждан пока не может. Бедность ужасающая. Молодой офицер эстонской армии Танель Рыук (артист Серго Варес) получает грошовое жалование, и его молодая жена Анна (актриса Лийзи Койксон), привыкшая к иному быту, страдает и умоляет мужа бросить все и ехать в Париж, где есть нормальная еда и ванны с горячей водой. К тому же супруг имеет гражданскую профессию архитектора и сможет найти во Франции работу, за которую нормально платят. Там ей не придется служить телеграфисткой, чтобы купить себе пару приличных чулок. На фоне этих семейных конфликтов, в Эстонию пробирается отряд боевиков Коминтерна. В Таллинне их ждет местный большевик-эстонец (артист Тамбет Туйск) со товарищами. Причем уточним для ясности: "сотоварищи" эти — тоже эстонцы. Признаки подготовки мятежа большевики не очень скрывают — ведут агитацию, на границе от их рук гибнут молодые солдаты, да и присутствие отряда боевиков в небольшом Таллинне полицией замечено. Но конкретных мер никто не предпринимает. В верхах власти республики к грядущему красному перевороту относятся с наивным добродушием. Лишь боевой генерал Пыддер (Тыну Карк) пытается внушить военному министру (Прийт Педаяс), что родина на краю пропасти. Но тот делает вид, что опасность преувеличена. А боевики уже давно здесь и уныло ждут на конспиративной квартире сигнала из Питера. По этому сигналу они начнут мятеж.

Сигнал они получают. Причем, к границе Эстонии уже подтянуты части Красной армии. Если мятеж удастся, они войдут в республику "налаживать" советскую власть. В Питере Зиновьев (российский актер Евгений Князев) и его свита — финн Куусинен (Илкка Койвула) и латыш Берзиньш (Роман Калкаев) — напряженно следят за ходом мятежа. Но события политические идут как бы фоном для главных персонажей фильма. В сюжете имеется любовный треугольник. Предводитель эстонских большевиков знаком с героиней еще до ее замужества. Видимо, получив отставку, он затаил обиду и во время мятежа силой захватывает молодую женщину, уговаривая ее перейти на сторону красных. Уговаривают не только ее — агитаторы мятежников выступают перед голодными рабочими, предлагая им грабить буржуев и делить награбленное. В декабрьском Таллинне 1924 года стреляют на улицах. Гибнут люди. Красные боевики, вместе с местным товарищами, захватывают телеграф и Министерство обороны, подступают к Рийгикогу. Но когда кажется, что мятеж удался, в дело вступает генерал Пыддер с отрядом отчаянных смельчаков из числа военных, среди которых и наш герой-офицер. В результате — мятеж подавлен, героиня освобождена, а Зиновьев, вместо известия о победе красных, получает из освобожденного от террористов таллиннского телеграфа издевательскую телеграмму генерала Пыддера с советом не совать свой нос в дела другой страны.

В коротком пересказе сюжета невозможно донести все планы и краски фильма. А именно в них главный эмоциональный заряд картины. Фильм необычайно стильный, сработан с большим вкусом и сам киноязык завораживает. Таллинн тех лет предстает перед зрителем в особом волшебном свете. Режиссер Аско Казе, финский оператор Кьел Лагерроос, художник Сильвер Вахтре — не пытались преподнести зрителю достоверную историческую картинку, а создали свой перламутровый, очень красивый, но вовсе не слащавый образ города, в который веришь. Веришь, потому что условия своей игры создатели фильма за почти два часа экранного времени ни разу не нарушили. Им удалось добиться особого эмоционального настроя, не покидающего зрителя до последних кадров. Удивительно органично живут в этом мире и актеры. Они не играют роли, а действительно там живут. О качестве их игры можно сказать, что ее не замечаешь, как не замечаешь на джентльмене прекрасно сшитый английский костюм. И это, по-моему, высший комплимент всем участникам этого фильма. Хотя, конечно, каждый из них заслуживает отдельного разговора. Актриса Лийзи Койксон, сыгравшая героиню, сумела пройти на экране путь от капризной молодой барыньки, достающей мужа своим желанием покинуть обнищавшую родину, до сильной личности, которой она предстает в трагический момент мятежа, когда попадает в руки террористов. И делает это мастерски. Молодой артист Серго Варес, сыгравший роль ее супруга, тоже вполне убедителен, хотя ему гораздо труднее найти краски для своего героя, поскольку, на мой взгляд, его роль прописана значительно слабее, чем роль партнерши. Не вызывает сомнений и персонаж фанатичной молодой революционерки, вдовы Виктора Кингиссеппа, сыгранный Кармен Микивер. Несмотря на скудность литературной основы, актриса сумела отыграть подтексты в отношениях со своими товарищами большевиками. В результате на экране острый интересный характер.

Прекрасно слепил образ генерала Пыддера простоватого, но мудрого солдафона, артист Тыну Карк,. Этого актера в Эстонии знают и любят. Веришь и странному персонажу нерешительному и трусоватому министру обороны, которого тонко и элегантно сработал Прийт Педаяс. Известный российский актер Евгений Князев, которому досталась роль товарища Зиновьева, тоже на мой взгляд, сделал что мог, хотя в драматургии фильма поддержку он получил слабую. В целом весь актерский ансамбль отработал грамотно и четко. Что является безусловным успехом молодого режиссера Аско Казе, которому Артур Тальвик доверил свой фильм. Продюсер рисковал: до "Декабрьской жары" Аско Казе полнометражных фильмов не снимал. Рискнул и не ошибся.

Искренне хочется поблагодарить оператора картины. В Эстонии мастера, который бы сумел воплотить замысел продюсера, Тальвик не нашел. Оператор Кьел Лагерроос приехал из Финляндии. И не только блестяще справился со своей непосредственной работой у камеры, но и, по словам Артура, здорово помог молодому режиссеру. Это его талант и вкус помогли сотворить на экране столь стильное завораживающее действо. Особая заслуга оператора и режиссера, мне кажется, еще и в том, что тот стильный киноязык, которым они общаются со зрителем, лишен самолюбования и не мешает, а наоборот, помогает воспринимать напряженный, наполненный событиями сюжет картины.

Что же касается политической составляющей самого сюжета, то ничего антирусского в картине нет. В ней остро сопоставлены приличные люди и красные террористы. В одном из эпизодов авторы фильма даже выдают акцент — во время боя с мятежниками эстонский офицер спрашивает другого: "Сколько там русских"? На что тот другой ему отвечает: "Русский — это я, а там коммунисты".

Да, большевиков в Эстонии многие не любят. Хотя и с этим не все так просто. Сам Артур Тальвик признается, что не решился назвать многих исторических персонажей фильма своими именами, чтобы не обидеть их ныне живущих родственников. За годы советов Эстония, как и Россия, разделилась на два лагеря — жертв режима и его хозяев. Дети и внуки этих "хозяев" вполне приличные люди, живут и здравствуют. Да и среди эстонцев эпохи "совка" немалая часть без принуждения вступала в партию и честно работали на благо республики, будучи членами КПСС. И Артур это прекрасно понимает. Но его предки в Эстонии, как и мои в России, оказались жертвами режима. Простить или оправдать его носителей нам трудно. Видимо, именно этими чувствами и руководствовался продюсер Артур Тальвик, создавая свой фильм "Декабрьская жара".

В Эстонии премьера картины прошла в октябре. Но мне кажется, что и российскому зрителю эту ленту было бы посмотреть и полезно, и интересно. Если оставить без внимания не слишком осмотрительное поведение некоторых политиков (время покажет, кто из них прав, а кто нет), для недоверчивого отношения к большому соседу причины у эстонцев есть. Новая Россия как бы официально открестилась от красного прошлого, но террористу Ленину памятники стоят в каждом городе, а его труп остается на Красной площади у Кремля. Допустим, власти не хотят обижать зомбированных стариков, для которых символы режима есть "светлое" прошлое. Но помимо стариков с их извращенным отношением к истории, в России появляются знаки и пострашнее. По данным социологов, в последние годы чуть ли не пятьдесят процентов жителей России ставят Иосифа Сталина примером для нынешних политиков. Недаром известный телевизионщик Любимов в своем интернет-проекте, в противовес этому начал активно "раскручивать" персону последнего русского государя Николая II. Вот и возникает вопрос у наших соседей, как можно верить стране, где бандит и душегуб является национальным героем!? Может быть, посмотрев фильм "Декабрьская жара" нам вместе стоит об этом задуматься?

Поделиться
Комментарии