Забастовка дала возможность говорить о здравоохранении честно и затрагивать те темы, которых обычно не касаются в виду их неудобности и непопулярности.

Для начала стоит сказать, что проблемы в системе здравоохранения стали известны не потому, что вдруг началась забастовка врачей. Они были известны и раньше, обсуждались всегда, только без сопутствующей шумихи и пристального внимания общественности. И чиновники, и врачи, и эксперты, и политики непрерывно работают во имя того, чтобы медицинская помощь была высококачественной и доступной для каждого.

Прежде чем начать рассуждать о том, что и как необходимо изменить в нынешней системе здравоохранения, следует выявить несколько простых истин. Аналитик Praxis Андреc Вырк написал о том, что большему количеству денег в системе здравоохранения препятствуют три эстонских "V": это vaesus (бедность), väiksus (миниатюрность), vananemine (старение). К данным трем прибавляется и усиливает эффект еще "V" — это võrdlemine Soomega (сравнение с Финляндией).

Хотя на самом деле нельзя забывать о том факте, что так много денег как сейчас в эстонской системе здравоохранения не было никогда. Никогда люди не получали настолько квалифицированную медицинскую помощь как сейчас. И в то же время никогда не было столько недовольства, ненависти по отношению к системе, как сейчас.

Очевидно, что если в Кассу медицинского страхования не будут влиты дополнительные средства, то и медицинские услуги в их нынешнем объеме сохранены не будут. Вопрос в том, откуда должны появиться деньги. Одна из идей — покрытие расходов капитала больниц и покрытие расходов на лечение, касающихся незастрахованных людей, касающихся детей и пожилых должно осуществляться из государственного бюджета.

Хорошо, но за счет чего тогда пополнить государственный бюджет, чтобы оплатить перечисленное выше? За счет повышения налогов вдобавок к подорожанию энергии? Или за счет урезания пенсий? А, может быть, функции службы спасения перенесем на плечи добровольцев, а дети вместо школы будут учиться с помощью Google? Притом, что и вышеупомянутые области недофинансированы. Да, трудно сейчас и в других сферах. И в случае возникновения дополнительных средств, претендентов на них множество.

Поэтому разумнее начать с того, что внутри самой системы здравоохранения необходимо осуществить некоторые перестановки с целью перераспределения ресурсов.

А не слишком ли много в системе больниц? И дело не в том, что не нужна, например, услуга компьютерной томографии в деревне Кюкаметса, а в том, достаточно ли там пациентов?

Безусловно, это тема круглого стола, сидя за которым, свое мнение могут высказать и пациенты, и Больничная касса, и представители министерства, и врачи, и собственники больницы (местные самоуправления). Чтобы не случилось так, как всегда: все все понимают, но стоит лишь перенести ту или иную услугу в Тарту или в Таллинн, как появляется множество противников. Это препятствие необходимо преодолевать консенсусом.

Далее, поднять личный взнос. Непопулярное решение. Но плата за визит 3,20 евро и день в стационаре стоимостью 1,60 евро не меняются у нас с 2002 года. Последняя цифра даже не покрывает расходы на питание. Подняв личный взнос пациента, мы должны предусмотреть и то, чтобы медицинская помощь была бы доступна и для малообеспеченного пациента.

Прекратить "гонку вооружений" в больницах. Любая больница желает приобрести себе самые дорогостоящие инструменты. И чтобы их было много. В таком соревновании всегда проигрывает пациент.

Необходимо создать страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которое вместе с пособием по нетрудоспособности следует вывести из системы Кассы медицинского страхования.

Роль и функции семейного врача должны увеличиться. Список исследований, организованный семейными врачами, должен быть шире. Принцип поголовного финансирования должен остаться, однако к нему должен прибавиться принцип финансирования по услуге. Вторая медсестра у семейного врача — это уже решено. Так как речь о новом периоде Евросоюза, то здесь надо предусмотреть необходимые суммы для развития практики семейных врачей.

Замена оригинальных лекарств генериками должна быть там, где это возможно и даже нужно. Лечить надо тем, что лечит, а не тем, что стоит. Разница, в свою очередь, пойдет в Больничную кассу.

И, наконец, мы сами. ”Мы” — это мы все. И если мы часок погуляем на свежем воздухе, съедим вместо чего-нибудь вредного овощ или фрукт, выпьем на несколько стопочек меньше, бросим курить, то жизнь наша от этого в худшую сторону не изменится, наоборот, станет лучше и длиннее.

И дешевле — как для себя, так и для государства — а значит, и для всего народа.

Поделиться
Комментарии