Вывод: чтобы отстоять свою национальную идентичность, русским Эстонии по-прежнему остается надеяться только на себя, время и божью помощь.

В обнародованных рассуждениях политиков сквозит неприкрытое иезуитство, которое многие, особенно эстонцы, к сожалению, принимают за истину в последней инстанции.

Одно такое рассуждение позволил себе лидер центристов Эдгар Сависаар, назвавший Русскую партию "вдохновленной реформистами". Для информации: РПЭ никогда не скрывала, кем вдохновлена. Она считает себя преемницей Русского национального союза Эстонии, который был создан в 1920 году и ориентировался на защиту интересов русского меньшинства.

Со стремлением РПЭ и ее председателя Станислава Черепанова сотрудничать с наиболее приемлемыми по взглядам крупными игроками на эстонской политической арене все, на первый взгляд, понятно — "русскую" политику в упор не видят, а так, может, появятся и финансирование, и трибуна в виде Рийгикогу.

Но тут же возникает вопрос: даже если это получится, потерпят ли соцдемы озвучивание "русской" политики в парламенте? Как говорят в Одессе, не смешите мои тапочки!

Ну, получат "русскопартийцы", или как они там будут называться, депутатские кресла во фракции соцдемов — и что? Так называемых русских политиков в составе и Социал-демократической, и других эстонских партий мы видели миллион раз. И ничего существенно отличающегося от генеральной линии своей партии они не говорили и не говорят. Не позволят им этого и в стане соцдемов, лидер которых Свен Миксер, к примеру, вполне разделяет взгляды на пусть мягкую, но эстонизацию русской школы.

Еще одно. На прошедших в марте этого года парламентских выборах "под грифом" Русской партии Эстонии шла русская сборная, объединившая беспартийных, но известных активистов — таких, как Юрий Мишин, Андрей Лобов и Димитрий Кленский. Практически без средств на агитацию и подробное разъяснение своей позиции сборной было трудно рассчитывать на попадание в Рийгикогу, но она наделала много шума, наиболее продвинутые и не зацикленные на страхах "русские идут!" эстонцы даже говорили — наконец-то эти русские объединились.

Возглавлял русскую сборную не Черепанов, а Кленский. Потому, что последний популярнее и на выборах стабильно находится среди тех неэстонцев, которые набирают наибольшее количество голосов. В антидискриминацинной программе, предложенной сборной, не было ничего антигосударственного и антидемократического.

Тем не менее, 9 декабря на переговорах РПЭ с СДПЭ обсуждалась и связь Русской партии с лицами, которые на выборах баллотировались в Рийгикогу в списке этой партии, но "не вышли" мировоззрением. "Мы исключаем сотрудничество с экстремистами, не уважающими государственность Эстонии и демократические принципы", — заявил председатель Социал-демократической партии Миксер. Пресса тут же указала, что речь идет прежде всего о Кленском.

Здесь уместно напомнить, что во времена, когда он (и тому есть множество свидетелей) горячо боролся за эти самые "государственность Эстонии и демократические принципы", Миксер под стол пешком ходил, если точнее, был старшеклассником. Что он знает? И не Кленского в том вина, что "государственность Эстонии и демократические принципы" поначалу, пока пели, все понимали вроде одинаково и были в этом равны, а потом официальные власти стали понимать их, мягко говоря, иначе и сделались "равнее".

Миксер констатировал: "Отрадно, что и представители Русской партии признали, что предоставить возможность баллотироваться в списках партии всем желающим, вне зависимости от их взглядов и манеры поведения, было ошибкой, достойной сожаления". От Черепанова опровержения этих слов не последовало. Значит, правда. И хотела бы я посмотреть, как он и его соратники теперь сформируют в парламенте, по выражению одного колумниста, достойное представительство? Разве что, если соцдемы поставят их в избирательном списке в первую десятку.

На самом деле в Русской-то партии избиратель давно разуверился. Последней попыткой партийцев придать красивому названию хоть какой-то лоск было формирование под ее крылом русской сборной с основными лозунгами борьбы за равные права и русскую школу. Их и нынче не провозглашает ни одна эстонская партия.

Русская партия Эстонии — это, конечно, звучит. Однако для защиты интересов русского меньшинства надо искать другой бренд, потому что этот в ближайшей перспективе уже не отмыть. Разговоры о создании новой "русской" партии, пока на уровне кухонных, возникают. Она вполне могла бы родиться, скажем, на базе Совета русских школ. Ведь если говорить о возможной национальной идее русских в Эстонии, то по всем признакам сегодня это сохранение своей идентичности, что без образования на родном языке практически невозможно.

А если учесть, что у этой идеи гораздо больше сторонников, чем у Русской партии, то новая, не скомпрометировавшая себя политическая сила, ставящая эту идею во главу угла, действительно могла бы впустить в Рийгикогу свежий ветер перемен и укротить "хозяйское" высокомерие эстонских партий.

Поделиться
Комментарии