Картина Репина. "Дождались!" Президент Ильвес прилетает в Москву на празднование Дня Победы. Красная ковровая дорожка. Оркестр мундштуки продувает. Послы теснятся в сторонке. Американец в ручонке записку от Обамы зажал, потеет, велено передать лично, а — стесняется.

Норвежец бледный, веснушки проступили. Такое дело, это вам не Нобелевская премия, это событие не раз в год, не Евровидение какое-то.

Почетный караул ест глазами двери самолета. Преданная свирепость светится в очах кремлевской роты. Так бы и закололи от любви. Эстонского нашего посла вовсе куда-то оттерли к краю бетонки.

В общем, событие.

А что "картина Репина", так это от мешанины чувств в нашем обществе. Одни в испуге. Другие в радости. Третьи — не поймешь что. Как раз третьих этих легче всего понять со стороны.

Они уверены были: ну, не поедет Тоомас Хендрик в Белокаменную. Или откажется, или не позовут. И тогда на него всех собак спустить.

А получил приглашение, так сразу та же свора: сам напросился. И прогнозы, без них никак: он там что-нибудь да ляпнет. Или Эвелин снова в церковь в мини пойдет.

Хитрый этот президент Ильвес. Ой, задумал гадость. Даже Арнольд Федорович Рюйтель не поехал в столицу России, а тут бывший корреспондент "Свободной Европы" навострился и про наведение мостов и спокойствие в отношениях нечто такое говорит.

Прикидывается!

В общем, не угодишь третьим. Мол, инструкции из вашингтонского обкома получил, вот и едет. А кто его знает, может, и получил, перезагрузился, и собирает саквояжик. Кому от этого плохо? Маргиналам с обеих сторон.

Вернемся в аэропорт. Там, разумеется, если не Медведев или Путин, так Патрушев, но встретит. До поцелуев дело не дойдет, небось не Ким Ир Чен, перебьется, но церемония, этикет… так что поручкаются. Только праздника не получится.

Поскольку скоренько выяснится, что и дорожка постелена не про нашу честь, и караул с оркестром не для нас натасканы — тут вот-вот самолетик из Франции или Люксембурга какого должен приземлиться, а наши чуточку не туда зарулили. Дорожки перепутали, а может, просто дисциплинированно на красный остановились.

Эта присказка вся к тому, что президент Эстонии — человек неглупый, совершил поступок, которого от него и вправду не ждали. Он так семафорил Москве, что горит желанием поехать на макеты "Тополя-М" посмотреть, что там не выдержали, растрогались, да и скинули на почту телеграммку, чтобы приезжал.

Но у нас в Эстонии тема эта приобрела масштаб несоразмерный. Как президент новый — разговор один: "А этот поедет в Москву на 9 Мая?" Шизофрения, чтобы не сказать паранойя.

Если б на переговоры, или там блинов с икрой поесть, — нет вопросов, с нашим удовольствием, не говоря о финно-угорских проблемах. А капитуляция нацистской Германии — "низзя!"

Сами германцы участие принимают, с них — как с гуся вода. Вся антигитлеровская коалиция ездит. 65 лет прошло, а наши не то кобенятся, не то на внутреннюю политику работают (дескать, что Юхан с Малли скажут?), но перья топорщат уже столько лет.

Какое отношение имеет праздник Победы к отношениям и трениям между государствами, не находящимися в состоянии войны? С точки зрения разума — никакого.

Тем более, визит вежливости, визит по испрошенному приглашению ничего не изменит. И в прошлом бы ничего не изменил. Поездка президента небольшой страны — пусть и члена, пусть и НАТО — в настрое Кремля по отношению к Кадриоргу все равно что тополиная пушинка (я не имею в виду ракету "Тополь", попрошу не искать аллюзий).

Тем не менее, в газете Õhtuleht нашему президенту вставили кое-что кое-куда. Лыко вставили в строку.

"Чего хочет добиться празднованием русской победы Ильвес? Не хочет ли постоянно флиртующий своими российскими корнями Ильвес заманить русскоязычную публику Эстонии и использовать ее как козырь в ведении своих дел в Москве? Специалисты все же придерживаются единого мнения, что никакого прорыва в отношениях двух государств не произойдет.

Ильвес сам обосновывает это мероприятие очень слабо, называя его празднованием завершения Второй мировой войны в Европе, в то время как русские всегда отмечали 9 мая лишь как конец их Отечественной войны. Ильвес говорит и о совместном поминовении жертв войны. Но у нас свежо в памяти, как посол России, демонстративно отмечающий завоевание Таллинна и 9 мая, не считает нужным почитать память жертв мартовской бомбардировки (1944 года — прим. перев.).

Таким образом, Россия может воспринять поездку Ильвеса в Москву вовсе как проявление слабости. Но если в Москве не произойдет ничего интересного и Ильвес выберется из возможных московских ловушек чистым, то, по меньшей мере, Эвелин Ильвес (супруга президента — Х.С.) сможет опять преодолеть новостной порог, как когда-то, нарушив этикет, она пыталась вскружить голову главам московской церкви своей мини-юбкой".

Вот далась всем эта сакральная мини-юбка!..

Какая слабость?! Москве явно до лампочки — приедет Ильвес, не приедет, парада не отменят, водочки выпьют, приемы с салютом будут.

Вот насчет русскоязычной публики в Эстонии газета завернула не за тот угол, это точно. И про русские корни Ильвеса (а публика русская тут у нас все про американские заворчивает) тоже звучит атавистически. Как если б шимпанзе мартышку обвинял в нечистой крови. Это как раз по теме "чистота расы".

Русскоязычная публика — она же не "зрительская масса", не детишки из города Гаммельна, а Ильвес не крысолов с дудочкой.

Нет, прорыва не будет. Ну и что? В кои веки президент республики принял решение не валять дурака с этими ромашками "поеду-не поеду-любит-не любит". Да и Москва тоже хороша. Тянула с этим приглашением, как будто совсем не великая держава, и все как бы боялась, а примет ли Тоомас Хендрик Ильвес ее приглашение, а вдруг не примет, парад отменять придется, праздники сворачивать… Ерунда ведь.

Теперь превозмогли себя и в Москве, и в Таллинне, а недовольные есть и будут всегда.

Недовольным совет: вот когда вас изберут в президенты, тогда и будете решать.

"Карлик чувствует себя гигантом, если может пустить струю выше всех". Есть такой афоризм. Только карлик все время забывает, что это самое пущенное вверх вернется вниз дождем на его дурную голову.

Вон, в Брюсселе, стоит себе писающий мальчик, струйка вниз, не визжит, рожиц не корчит, воспитанный, как-никак, мальчик, житель столицы ЕС.

Вот и наш президент, хотя и не мальчик, а благонравие проявил. Едет-то он на российский праздник. В чужой монастырь, прошу заметить. И что в России отмечают окончание Отечественной войны, так это опять же право одной из стран антигитлетровской коалиции. Им есть кого помянуть — от 22 до 27 миллионов человек полегло, это население целой среднеевропейской страны. Это не тот борщ, в котором надо искать мух. Это трагедия прошлого, из которой политики стараются сделать фарс настоящего.

А насчет трех сестер, так это по Чехову. Те все мечтали: "В Москву, в Москву!.." Не знаю, мечтал ли Тоомас Хендрик Ильвес о Москве, но ведь едет.

Так что радоваться надо, пусть и не заключат его в медвежьи объятия. Этикет соблюден, международные отношения от маленького шага маленькой страны самую малость, но сдвинутся в лучшую сторону. Только б Тоомаса не "понесло"…

Впрочем, взрослый же человек. Аплодисменты.

Антракт…

Поделиться
Комментарии