Победа, одержанная на местных выборах центристами в основном за счет голосов т.н. русскоязычных жителей, ознаменовала для Эстонии нечто куда более значительное, чем поражение сверхлиберального авантюризма в экономике — развеян многолетний миф о нелояльности "инородцев" к эстонскому государству.

Националисты лишились главного аргумента. И впрямь, о каких же врагах государства можно говорить, если эти "враги" массово поддержали одну из ведущих партий страны? Даже лидер национал-радикалов Март Лаар обескуражен и призвал своих сторонников общаться с русскими. Ну, а "мать" бархатного эстонского национализма Марью Лауристин и вовсе прозрела, заявив, что "национализм не поможет сохранить эстонскую нацию", предложив государству стать дружелюбным в отношении неэстонской молодежи. А ведь об этом с первого дня восстановления независимости Эстонии говорили все русские политические силы, за что их преследовала власть и унижали СМИ.

Не субъект, а объект — в своей же стране

Оставшись без ликвидированного властью (и прежде всего КаPо) самостоятельного русского политического и даже правозащитного движения, неэстонское население на самом деле превратилось в бесправную обслугу титульной нации. Элита последней в силу национальных комплексов минувшего тысячелетия возомнила себя новыми баронами, а в русских увидела своих холопов. Это неравенство сохраняется и ныне, но оно декорировано блеском потребительского общества и мишурой двойных стандартов западной демократии.

Вот и центристы не ставят сегодня вопрос о межэтническом равноправии всех жителей. Просто Эдгар Сависаар — единственный из политиков Эстонии, действующий как государственный деятель. Он грамотно использует русское население, воспринимая его лишь как объект, но не субъект общественно-политической и социально-экономической жизни.

На самом деле лидер центристов — националист номер один. Прагматичный и умный, он использует потомков "оккупантов и колонистов" ради построения процветающего национального государства. На фоне Сависаара национал-радикалы — это атавизм многовекового прошлого Эстонии и представляют собой смесь пошлости и провинциализма.

Хитрость центристов проста. На евровыборах, вместо разъяснения того, как их посланцы будут защищать интересы русского меньшинства в Брюсселе и Страсбурге, русским вдалбливали, что все беды — от Андруса Ансипа. И избиратели клюнули! А ведь разница между реформистами и центристами, которые, кстати, входят в Европарламенте в одну и ту же фракцию либералов, обнаруживается лишь в меньшей или большей социальности их политики. В национальном же вопросе обе партии — братья.

С помощью центристов на местных выборах русского жителя убедили не понять умом, а почувствовать сердцем, что сегодня главная угроза для него — не попрание национальной и гражданской чести и достоинства, а физическое выживание. И русские избиратели дружно признали своей бедой партии, которые, стремясь перейти на евро, снова решили осчастливить наше государство ценой социально-экономических невзгод и страданий собственного населения.

И снова жертвенность на благо Эстонии

Объяснений такой жертвенности русского и русскоязычного населения множество. С годами его выделили в особую касту "неприкаянных", выйти из которой можно, как утверждается, лишь овладев государственным языком. Но за редким исключением это — ложь.

Практически вся верхняя часть пирамиды управления государством и местной властью, почти все структуры третьего сектора и даже СМИ заняты эстонцами. Комиссия ООН несколько лет назад засвидетельствовала, что русское население Эстонии вытолкнуто на окраины общественно-политической и социально-экономической жизни.

Сегодня даже проправительственные исследовательские учреждения признают заметную разницу в показателях уровня жизни русских и эстонцев. Первые умирают раньше и рождаемость у них ниже. В группах социального риска показатели русских в разы расходятся с показателями эстонцев. Безработные в основном — русскоязычные.

Конечно, объективно во многом и само неэстонское население "провоцирует" титульную нацию на высокомерное к себе отношение. Русские и русскоязычные неэстонцы сами удовлетворились своим положением второсортных, впрочем, во многом из-за того, что боятся спецслужб, потери работы и даже гражданства по натурализации.

В силу разных объективных причин абсолютное большинство русских по сей день не ощущает Эстонию своей. В ментальности и мироощущении "приезжих" присутствует комплекс гостя и приживалки. Эстония для многих все еще — страна пребывания. Но
это и следствие дискриминационной политики, которую много лет с согласия Запада проводят государство и парламентарии, включая центристов.

Зачем "перепутали", кто же все-таки "свой"?

В отличие от других партий центристы давно оседлали "русский вопрос". Они не решают его, но и не выказывают брезгливости к России, публично редко унижают местное русское население, виня во всех его бедах правящие партии и время от времени пытаясь что-то исправить, но чаще — имитируя активность.

В этом — фундамент успеха центристов у русских, которые отстранены от решения их собственных насущных проблем. На этой базе мощное развитие получили два фактора, обеспечивших партии Сависаара успех на выборах.

Первый уже бы назван — страх русских перед угрозой социально-экономического коллапса Эстонии, который отразится прежде всего на них. Центристы своей доселе невиданной у нас тотальной и зомбирующей пропагандой помогли русскому избирателю уверовать, что социально выжить ему помогут только они.

Подавить сомнения русских, заставить их забыть про национальное унижение и свои вторые-третьи роли в обществе центристам помогло то, что они учли "русский фактор". Они ловко приурочили к выборам несколько акций с оказанием внимания православным.
Не остались в долгу и мэр Москвы Юрий Лужков и "Единая Россия", помпезно принявшие перед выборами таллиннскую делегацию и круглосуточно вещавшие на Эстонию по ведущим российским телеканалам о непременной поддержке надежного партнера — Эдгара Сависаара.

Свое скрытое, но активное влияние на внутриполитическую ситуацию оказывают и российские соотечественники. На евровыборах именно они первыми стали навязывать конфигурацию участия в них русских политиков. Перед муниципальными выборами они и их представители в Левой партии Сергея Юргенса не поддержали идею "Списка Кленского" создать по всей Эстонии избирательные союзы с единым названием "Русский центр".

Почему? Симпатии соотечественников, за которыми МИД РФ, по сути, были отданы центристам. Но, видно, в обмен на сохранение власти за Георгием Быстровым в Маарду партия Сависаара потребовала перед окончанием регистрации участников выборов создать "полуфабрикат" — вместо разваливавшегося избирательного союза "Наш город" учредить "Русский Левый союз — Наш Город". Чтобы нейтрализовать "Список Кленского — Русский Центр" и отвратить от обоих союзов избирателя в пользу центристов.

Долг платежом красен. Дождемся ли?

При всех недостатках, слабостях и промахах избирательного союза "Список Кленского — Русский Центр" его судьбу решила именно протянутая центристам "рука Москвы". В результате эта скромная новая политическая сила, ориентирующаяся на европейский вектор развития русской общины, потеряла всякий шанс перекрыть 5-процентный рубеж, чтобы участвовать в распределении депутатских мандатов в столичном горсобрании.

Но шанс был. Еще с евровыборов идеи этого избирательного союза, его платформа и программы нашли признание у политологов и политиков. Об этом свидетельствует и заявление Эдгара Сависаара, сделанное сразу после выборов. Он заметил, что новая городская власть будет учитывать интересы всех горожан — не только своих сторонников, но и сторонников Кейт Пентус и… Димитрия Кленского. И это притом, что возглавляемый последним избирательный союз набрал в Таллинне всего 1,2% голосов, это в 45 раз (!) меньше, чем урожай центристов.

Стало быть, лидер центристов прекрасно понимает, насколько Эстония и его партия задолжали своим избирателям в (не)решении "русского вопроса", который, кстати, поднимали только кандидаты в депутаты от избирательного союза "Список Кленского — Русский Центр".

Есть ли надежда, что центристы начнут, наконец, серьезно, а не бутафорски, как до сих пор, решать "русский вопрос", или они все же обманули избирателей и "единороссов"?

Ответ налицо. Сразу после выборов центристы заявили, что намерены создать в Таллиннском горсобрании коалицию с социал-демократами, то есть председателем городского "парламента" может стать Юри Пихл, имя которого связывают с подавлением "русского бунта" в апреле 2007 года и создателем печально знаменитого "концлагеря" под названием D-терминал. И заметьте, кандидатам "Списка Кленского — Русского Центра" даже войти в комиссии горсобрания пока не предложено.

Допустимо ли Зло на службе Добра?

Вряд ли все это согласуется с желанием "Единой России" видеть победителями только центристов и Сависаара. Тем более, что "единороссы" закрыли глаза на то, как центристы пугали избирателей: мол, избирательный союз "Список Кленского — Русский Центр" точно не пройдет, полученные им голоса будто бы пропадут, а центристы, не получив абсолютного большинства в горсобрании, останутся в оппозиции.

Более того. Центристы еще до выборов вели переговоры с противниками — правыми партиями — о возможном разделе власти. И если это не обман "Единой России", то многих русских избирателей Таллинна — очевидно.

Примечательно также, что именно "русские" центристы беспощадно боролись с "русским" избирательным союзом, который желает кардинального улучшения взаимоотношений Эстонии и России и намерен решать "русский вопрос" на местном уровне, руководствуясь защищающими интересы и права нацменьшинств и регионов директивами и конвенциями Евросоюза, которые эстонские власти и центристы игнорируют.

Объяснение простое — победа центристов гарантировала ее русским активистам места у "кормушки". Но и им теперь меньше достанется — центристам придется поделиться доходными местами с социал-демократами.

Команда Сависаара сделала все, чтобы не допустить кандидатов "Списка Кленского — Русского Центра " в муниципальные СМИ, которые существуют на деньги всех налогоплательщиков, а не только сторонников центристов. Далеко не все партии, но особенно избирательные союзы, имели равные возможности в рекламировании своих идей и кандидатов, в участии в дебатах.

Центристы затратили на свою предвыборную кампанию десятки миллионов крон, а, по некоторым данным, и почти сто миллионов! Другие — только десятки тысяч крон.

И дело даже не в том, что в предстоящие четыре года со спонсорами придется рассчитаться подрядами. Дело в очевидном неравенстве. Но общественность воспринимает как должное даже открытое использование центристами административного ресурса. Если такое делается во имя победы Добра над Злом, то это — медвежья услуга демократии.

Есть ли лучик света в царстве моноэтнизма?

Центристам удалось не пустить в столичную власть обанкротившиеся на Тоомпеа партии.

И это — общая победа здравомыслия в обществе. Но сомневаюсь, что партии Сависаара удастся победить через полтора года на парламентских выборах даже в союзе с какой-нибудь другой партией, например, с социал-демократами. Ведь голосовать на выборах в Рийгикогу смогут не все, как 18 октября, а уже только каждый третий неэстонец.

Чтобы хоть как-то приблизиться к заветной цели и в 2011 году, центристам надо будет завоевывать эстонского избирателя. Но это значит — чтобы не потерять эстонские голоса, они не смогут даже пальцем шевельнуть, пытаясь хоть как-то изменить неравноправное положение русского и русскоязычного населения. То есть все останется по-прежнему. Так чему так радуются либеральная русскоязычная интеллигенция Эстонии и вместе с ней "Единая Россия"?

Впрочем, теперь "русской картой" захотят побаловаться и оппоненты центристов — правые и националисты. Перед их глазами свежий пример привлечения Сависааром на свою сторону доверчивых русских. И поскольку на последних теперь уже не навесишь ярлык "пятой колонны", теоретически возникает слабая надежда на новые возможности устранить этническое неравноправие в Эстонии. Может, на это и ставила "Единая Россия"?

Хотя лично я сомневаюсь в этом, как и оправданности надежд устранить в Эстонии межэтническое неравноправие с помощью центристов. Спасение только в новой политической силе самих русских и русскоязычных неэстонцев, но ее ростки на этих выборах вытоптала не только местная власть, но и "Единая Россия".

Надолго ли? Уже опять собираются русские активисты и обсуждают пути своего спасения. Одни — за левую идеологию. Другие — за правую, веря только в опору на собственные силы.

Поделиться
Комментарии