Сейчас, когда фактом стало то, что на местные выборы пойдут два русских избирательных союза, и скепсис уже не будет воспринят как попытка помешать единению, можно дать некоторые пояснения тем нашим избирателям, которые полагают, что единение является залогом победы на выборах.
В минувшее воскресенье, 6 сентября, лидеры всех русских группировок, участвующих в выборах Таллиннского городского собрания, собрались в кабинете у Кленского, чтобы в последний раз попытаться создать единый избирательный союз. Технически, после окончания регистрации избирательных союзов, оставалась только одна возможность единения. Либо "Список Кленского — Русский Центр", либо "Русский Левый союз — Наш город" должны были отозвать свое заявление о регистрации ИС и перебросить своих кандидатов в список конкурентов. Уступить не могла ни одна сторона, а компромисс уже был невозможен в принципе.
Инициативная группа ИС "Spisok Klenskogo — Russkij tsentr" хотела бы пояснить, на чем базировалась наша неуступчивость.
Во-первых, после того, как на выборах в Европарламент Кленский доказал, что он на сегодня является единственным лидером русской общины, у нас не было сомнения, что список, нацеленный на победу в местных выборах, должен строиться под Кленского. Совершенно в той манере, в которой строятся эстонские партии и избирательные союзы.
Во-вторых, мы намеревались создавать единый ИС. Потому наш список кандидатов изначально был открытым. Участвовать в нем было предложено всем желающим, включая членов партий. Поначалу (неофициально) нас заверили, что и РПЭ и ОЛП свои избирательные списки в Таллинне выставлять не намерены. Предложили мы перейти в наш список и членам ИС "Наш город", зарегистрированного раньше как "СК-РЦ".
В-четвертых, хотя для ИС поначалу планировалось название "Список Кленского", в интересах создания родственных избирательных союзов по всей стране мы пошли на то, чтобы утяжелить название дополнением "Русский центр". Родственный союз в Силламяэ, к примеру, назывался бы "Силламяэ — Русский центр" и т.д. Поначалу никто, включая организации "соотечественников", не возражал против этой идеи. И предметом торга название стало буквально за два дня до окончания регистрации избирательных союзов.
Сознавая преимущество СК-РЦ, его несостоявшиеся партнеры потратили время на различные интриги, направленные на придание им лично большего веса в ожидавшемся едином ИС. Пытаясь "застолбить площадку", они наспех скроили ИС "Наш город", вскоре показавший свою нежизнеспособность, но успевший поставить под сомнение "право первородства" СК-РЦ.
Второй важнейшей интригой стала регистрация в последний из отведенных законом дней нового избирательного союза — "Русский Левый союз — Наш город". Она не могла состояться в одночасье. Должно быть, переговоры были достаточно длительными. Наша группа о них ничего не знала и к ним не была приглашена. Хотя, со своей стороны, мы четырежды в июле-августе делали официальные предложения начать переговоры об объединении на базе нашего ИС. РЛС-НГ утверждает теперь, что переговоры с СК-РЦ велись. Мы утверждаем, что не велись, ибо не считаем переговорами разговоры по телефону с лицами, представляющимися в качестве посредников, но не обозначающих даже своих полномочий и даже не говорящих, от чьего имени они выступают. Никаких действий, которые можно было бы истолковать как готовность к предложенным переговорам (факсов, мейлов, встреч делегаций), не было.
Лихорадочная активность РЛС-НГ после окончания регистрации ИС также виделась нам неискренней. Видимо, не ставилось даже цели привлечь Кленского в свой список, было лишь стремление вновь выставить его раскольником в глазах избирателей, а попутно переманить часть избирателей.
Обдумав сложившуюся ситуацию, мы решили, что, пожалуй, случилось то, что должно было случиться. Списки можно было, конечно, перемешать и взболтать. Но образовавшаяся эмульсия, все одно, будет распадаться на масло и воду. А постоянное взбалтывание искусственно созданного союза непременно было бы замечено избирателями и уже стало бы работать на дискредитацию его компонентов, а помимо того, замедляло бы их структуризацию.
Наши списки не могли слиться в один потому, что они изначально являлись конструкциями разного типа. Одна из них, по сути, представляет партию вождистского типа, вторая — ad hoc — объединение против Кленского, угрожающее полным разрушением структур, созданных авторитетами прошлого. По определению, эта структура без функции противостояния Кленскому нежизнеспособна — она потеряет смысл и распадется. Вероятно, многие из ее членов выйдут из электорального цикла с понижением рейтинга.
Теперь у нас нет выбора — мы должны идти отдельно, и будем сотрудничать, где это можно. И будем надеяться, что оба ИС преодолеют 5-процентный барьер. С учетом численности русских в Таллинне он вполне достижим. Даже несмотря на сохраняющуюся с 1989 года дискриминационную для русских нарезку избирательных округов.
Кстати, устранение указанной диспропорции должно стать одной из приоритетных задач любого русского депутата. Восстановление в этом деле справедливости автоматически повысит долю русских в Горсобрании. Отпадет страх не быть представленными, и появится возможность консолидировать общину не по формальному признаку "единства", а на основе мировоззренческих позиций, идеологических предпочтений — как предполагает демократическая процедура и как делается повсеместно.
Еще раз просим наших избирателей, которые искренне надеялись на единение, не делать из отсутствия единого списка трагедии, но пойти и проголосовать 18 октября. Лучше всего — за наш избирательный союз. Но и голос в поддержку РЛС-НГ тоже не пропадет. В конце концов, даже без формального объединения мы можем решать общие для нас и наших избирателей задачи. Возможно, что оформив наши позиции сейчас, мы избежим склок и раскола внутри Горсобрания.
Андрей Ширяев,
по поручению инициативной группы ИС "Spisok Klenskogo — Russkij tsentr"