Райнер Нылвак со своей командой подготовил и провел в прошлом и в этом году две масштабных акции. 3 мая 2008 года 50 тысяч добровольцев принял участие в акции по уборке мусора, вызвавшей широкий отклик в стране и за ее пределами.

Первого же мая этого года состоялась вторая акция «Моя Эстония», которая проводилась методом мозгового штурма. В ней участвовало 11 тысяч неравнодушных людей, которые по хорошо разработанной программе обсудили наиболее важные проблемы местного и общегосударственного значения и предложили пути их решения. Акция будет завершаться до конца года по специальной программе. Пока рано подводить ее итоги. А вот на одной проблеме можно заострить внимание.

Как известно, авторы проекта «Моя Эстония» предполагали, что участников штурма будет в два раза больше, чем на уборке мусора. Однако прогноз не оправдался. Означает ли это, что могло быть в десять раз больше участников, чем фактически было? На мой взгляд, отнюдь нет. Постараюсь это доказать.

В первой акции принимали участие добровольцы-альтруисты, миссия которых состояла в том, чтобы явиться на пункты сбора, а далее действовать по хорошо отлаженному механизму.
Мировой практикой установлено, что альтруистов среди людей порядка 10 процентов. Поэтому можно легко определить, что у нас всего 130 тысяч потенциальных альтруистов. Реально смогла принять участие в сборе мусора почти одна треть. Результат вполне хороший.

Для мозгового штурма нужны уже не столько альтруисты, сколько люди, способные творчески мыслить. Таких людей в психологии называют креативными. Известно также, как часто встречаются творческие люди. Их значительно меньше, чем альтруистов: один из ста человек. Это правило имеет даже особое название – «Правило одного процента». Учитывая, что в мозговом штурме принимали участие преимущественно эстоноязычные жители, то 11 тысяч точно соответствует этому правилу.

Цель мозгового штурма была в преодолении стены молчания между народом и властями путем активного участия в решении больших и малых проблем неравнодушными жителями. Цель благородная. Ведь в теоретическом плане делается попытка перейти от представительной к прямой демократии. Процесс этот идет не только у нас в Эстонии, но и во многих странах ЕС. Для этого в ЕС выработано множество директив.

Почему нужно торопиться с демократизацией общества, используя механизм достижений инфотехнологии? Ответ также ясен. Если отложить создание электронной демократии на долгие годы, то бюрократия не поленится использовать инфотехнологию в своих интересах. Ничего хорошего из этого не получится. Электронная бюрократия затормозит не только демократизацию общества, но и процесс преодоления финансово-экономического кризиса.

Эверест демократии взять не так просто. Нужны специалисты по социальным сетям, инфопрограммы по Э-демократии, а также сплоченная команда энтузиастов. Все это у нас в наличии. Успех двух проведенных акций об этом свидетельствует. Достаточно и трудностей - а как же без них. Вывод напрашивается сам собой. Нельзя останавливаться на двух акциях. Нужно двигаться дальше, опираясь шире на все слои населения и структуры государства.

Поделиться
Комментарии