- Господин Маннтойфель, какими вам видятся перспективы развития отношений между Европейским Союзом и Россией в свете нынешнего экономического кризиса? Насколько можно в этом вопросе связывать экономику и политику?

- На протяжении последних нескольких лет отношения между ЕС и Россией складываются нелегко. С одной стороны, стабильные и интенсивные экономические связи приносят пользу обеим сторонам. С другой - отношения между Брюсселем и Москвой в политической сфере являются скорее сложными и предрасположенными к кризисам. Не исключено, что нынешний экономический кризис вынудит обе стороны к более интенсивному сотрудничеству и поиску компромиссных решений в области политики. Однако существует опасность, что экономический кризис может усугубить национальный эгоизм и протекционизм и тем самым ухудшить экономические отношения. Любой ответ на ваш вопрос в настоящее время является не более чем спекуляцией. Многое будет зависеть от того, как прореагируют на кризис президент РФ Медведев и премьер-министр Путин - политикой изоляционизма или готовностью к глобальному сотрудничеству. Происходящее сейчас свидетельствует скорее о желании сотрудничать, поэтому отношения между ЕС и Россией могут улучшиться. Однако это происходит не автоматически.

- Можно ли говорить о подрыве доверия между Западом и Россией в связи с грузинской войной в августе 2008 года и газовым кризисом спустя полгода? Нужны ли изменения в договоре о сотрудничестве между ЕС и Россией?

- Доверительные отношения между Евросоюзом и Россией серьезно пострадали еще до войны в Грузии и газового конфликта между Москвой и Киевом. Оба конфликта еще больше усилили взаимное непонимание действий и намерений каждой из сторон. Прежде чем заключить новое соглашение о партнерстве между ЕС и Россией, на мой взгляд, нужно сначала восстановить взаимное доверие. Для этого необходимо не только улучшение европейско-российских отношений, но и отношений между Россией и США.

- Насколько, по вашему мнению, оправданы страхи в странах Балтии в связи с действиями России, в частности, на Кавказе?

- В конфликте с Грузией Россия впервые с момента распада СССР открыто нарушила территориальную целостность постсоветского государства, признав независимость Южной Осетии и Абхазии. Этот шаг представляет собой опасность и угрозу всем соседям России, хотя ситуация в Грузии имеет свои политические и правовые особенности. В связи с этим нелегко проводить параллели между событиями в Грузии и в других регионах бывшего СССР, где существуют территориальные споры. Поэтому действия России на Кавказе могут остаться единственным частным случаем.

Исходя из исторического опыта, становится ясно, почему страны Балтии испытывают скрытый страх перед Россией. И поэтому тот факт, что Москва не ослабляет этот страх, проводя политику партнерства со странами Балтии, можно считать ее упущением.

Реалистично оценивая нынешнюю ситуацию, можно сказать, что членство в НАТО и ЕС обеспечивает высокую степень безопасности и дает гарантии суверенитета Эстонии, Латвии и Литвы. В исторической перспективе у этих трех стран никогда не было больших гарантий безопасности, чем сейчас.

- Нужна ли, важна ли в этом вопросе бОльшая солидарность внутри ЕС / стран Балтии? Так, приходится слышать о прагматических отношениях Германии с Россией (в первую очередь, в сфере экономики), о том, что именно такой подход должен стать примером для стран Балтии при построении отношений с восточным соседом. Насколько, на ваш взгляд, это верно?

- Я думаю, очень важно, чтобы Евросоюз в общении с Россией говорил одним голосом. Однако это не должно вести к ситуации, в которой малые страны ЕС вынуждены подчинять свои интересы интересам крупных европейских государств. Независимо от этого, страны Балтии обязаны четко сформулировать свои будущие интересы в отношениях с Россией и не требовать от нее больше справедливости в оценках прошлого. При этом хочу подчеркнуть, что, с моей точки зрения, Россия все еще недостаточно признала историческую ответственность за советскую оккупацию Прибалтики. Однако и в интересах стран Балтии - установление хороших экономических и политических отношений с Россией. Может быть, они могут стать предпосылкой для достижения взаимопонимания в оценке ужасов прошлого.

- Как вы оцениваете ситуацию с гражданством в Эстонии, в частности, с большим количеством граждан России и лиц без гражданства - может ли это оказаться опасным для страны, для ее внутренней безопасности?

- Конечно, это очень сложный вопрос, и наверняка с момента обретения независимости странами Балтии это самый главный вопрос, о котором много написано и высказано мнений. На мой взгляд, для внутренней безопасности каждого государства важно, чтобы все люди, постоянно живущие в нем, воспринимали себя как единое сообщество и лояльно относились к государству - независимо от национальности и родного языка. Поэтому, вообще говоря, нельзя считать нормальной ситуацию, в которой значительная часть населения страны не обладает политическими правами. С другой стороны, все постоянно живущие в стране граждане должны разделять принципы существующего общественно-политического строя. Так называемые русские в Эстонии должны воспринимать себя эстонцами, русскоязычными эстонцами.

- Ощущали ли вы как руководитель русской службы, что появилась необходимость что-то принципиально изменить в работе радиостанции и онлайн-издания в связи с прошлогодними политическими событиями, с ситуацией со свободой слова и соблюдением прав человека в России?

- Нет, мы не изменили наш профиль из-за этих событий. Мы являемся независимым немецким информационным ресурсом на русском языке. Deutsche Welle всегда большое внимание уделяла правам человека и свободе мнений. И здесь тоже никаких изменений не предвидится.

- Каким вы видите развитие СМИ в интернете - здесь фактически происходит слияние разных типов масс-медиа: и газеты, и отчасти радио, и телевидение. Должен ли каждый новостной портал заниматься всем этим, чтобы занимать хорошую позицию на рынке?

- Это вопрос не из легких, на него трудно ответить в двух словах. Но все же я попытаюсь... На мой взгляд, использование СМИ становится все более комплексным. И в то же время границы между отдельными масс-медиа стираются все сильнее: на мониторе компьютера можно смотреть телепередачи, а с помощью современных телевизоров - выходить в интернет для чтения новостей на информационных порталах. И поэтому абсолютно верным является стремление медиакомпаний работать в нескольких сферах одновременно.

- И последний вопрос - более личного характера. В Таллинне фамилия Маннтойфель известна каждому человеку, знакомому с историей - эта знатная семья остзейских немцев занимала когда-то высокое положение в городе. В старейшем соборе Таллинна, Домском соборе сохранилась даже ложа Маннтойфелей. Имеете ли Вы какое-то отношение к этому семейству? Если да, то не испытываете ли в связи с этим каких-то особых чувств к столице Эстонии?

- Я, конечно же, знаю о том, что моя фамилия известна в странах Балтии. Но за исключением фамилии с семьей тех Маннтойфелей меня ничего не связывает. К сожалению, я еще ни разу не был в Таллинне. Но вот теперь появился еще один повод туда съездить.

- Большое спасибо за ответы.

Поделиться
Комментарии