Тему шпионской деятельности Хермана Симма я обсуждал со своим российским приятелем, на визитке которого значится «ex spy», тогда, когда казалось, что до обвинительного приговора эстонскому «супершпиону» еще далеко. По мнению приятеля, в деле Симма прежде всего обращает на себя внимание степень общественной огласки, выходящей далеко за пределы демократического «права знать». Понятно, что шпионские скандалы только тогда становятся достоянием общественности, когда это выгодно спецслужбам. Любые «утечки» информации в прессу тщательно планируются и дозируются – слишком уж деликатная информация придается огласке. Именно поэтому даже намек на информационный перебор может развалить самую хитроумную разведывательную комбинацию.
В такой связи обывателю довольно сложно бывает отделить спланированную «утечку» от буйных фантазий прессы. Например, нам так и не дали внятного объяснения в прессе, каким образом соотносится шпионское вознаграждение Cимма в размере 15 тысяч крон в месяц (из чего делался глубокомысленный вывод о том, что шпион работал на иностранную державу по идейным убеждениям) с приобретением им в собственность «ряда дорогих земельных участков и домов, в том числе дома на море и виллы недалеко от Таллинна».
Вместе с «бывшим шпионом» мы посмеялись над тем, что иностранный «куратор» (резидент?), легализованный в Эстонии под видом испанского предпринимателя, держал связь со шпионской четой Симм по радио – прямо таки Штирлиц, радистка Кэт, и рация в чемодане с предусмотрительно оставленными на ручке отпечатками пальцев! Особенно забавно все это выглядело в свете замечания британского издания The Times о том, что Херман Симм «не был шпионом старого типа, поскольку находился на острие современных технологий». При этом уважаемое издание ссылалось на мнение генерального секретаря НАТО Яапа де Хооп Схеффера, характеризовавшего Эстонию как одну из стран альянса, наиболее продвинутых в сфере информационных технологий.
Еще одна любопытная деталь: «бронзовую четверку» мурыжили полтора года, дело «государственного изменника» Симма, арестованного 21 сентября 2008 года, свернули менее чем за шесть месяцев. Означает ли это, что дело о реальной государственной измене оказалось более простым, чем дело о предполагаемой организации массовых беспорядков?
Шпионский заповедник?
Юрьевский (Тартуский) мирный договор 1920 года на долгие годы определил характер отношений Эстонии и России, а также место Эстонии в балтийской и европейской геополитике. С одной стороны, страна превратилась в часть санитарного кордона по границам СССР, с другой – в лимитрофа-кормильца.
Удивительным образом «кордон» оказался прозрачным - как для советских спецслужб, так и для западных. Даже такие любительские организации как Русское студенческое христианское движение (РСХД) имели на эстонско-российской границе собственные коридоры для ведения подрывной деятельности непосредственно на территории СССР. Ныне покойная Тамара Павловна Милютина, бывшая замужем за одним из руководителей РСХД Иваном Аркадьевичем Лаговским, как-то рассказывала мне, что если девушки в «движении» увлекались кружками рукоделия, то парни занимались делами серьезными и опасными – распространяли на территории СССР антисоветскую и религиозную литературу.
С возрождением эстонской независимости быстро восстановился местный «заповедник для шпионов». Хотя с технической точки зрения ситуация изменилась коренным образом, тем не менее основания для вербовки реальной агентуры ничуть не изменились – идейные убеждения, обида, корысть, нужда, властные амбиции, нетрадиционная сексуальная ориентация, шантаж, и т.п. Что делать! Человеческие пороки только совершенствуются с течением времени.
Давайте вспомним и то, что официальная российская риторика в период, предшествовавший вступлению Эстонской Республики в НАТО, была весьма и весьма сдержанной. Рискнем предположить, что стратегические выгоды Российской Федерации от членства Эстонии в НАТО с лихвой перекрывают тактические неудобства в виде натовских истребителей, патрулирующих небо над Эстонией, Латвией и Литвой. Один европейский дипломат, к сожалению, ныне покойный, как-то заметил, что у него сложилось такое впечатление, будто Россия на пинках заталкивала Эстонию, Латвию и Литву в Европейский союз и НАТО. Ему же принадлежит сравнение местных государственных структур с дырявым ведром.
Возможно, с точки зрения интересов российской разведки, заигрывающие с НАТО Грузия и Украина это еще два дырявых ведра, из которых за мизерное вознаграждения будут утекать «страшные» натовские секреты.
Царица доказательств?
Грозный сталинский прокурор Андрей Януарьевич Вышинский не был изобретателем «царицы доказательств». Признание подозреваемого как лучшее доказательство его вины культивировалось правосудием древности и достигло своего наивысшего расцвета во времена инквизиции. Испанский сапог или дыба наилучшим образом располагали подозреваемого к «откровенности» и «признательности». Кстати, знаменитая «сделка» в системе уголовного правосудия США - это близкая родственница и методов инквизиции, и советской «царицы доказательств».
Наше активное сотрудничество с «царицей» началось в тот момент, когда нам предложили минимальное наказание в обмен на чистосердечное признание вины. Падение в бездну начинается в тот момент, когда полицейский под угрозой применения к нам максимального наказания в случае, если мы не проявим «благоразумие», предлагает нам согласиться с тем, что мы не были пристегнуты за рулем, или превысили разрешенную скорость, или проехали на красный свет, или обокрали соседа, или организовывали массовые беспорядки, или шпионили в пользу восточного соседа, et cetera, et cetera, et cetera.
Андрею Януарьевичу было бы чему поучиться у эстонского законодателя.
Подвиг разведчика?
Херман Симм чистосердечно признался в том, что продавал эстонские государственные секреты иностранной державе. Фрагмент его допроса, распространенный в интернете, был призван наглядно подтвердить «чистосердечность» шпионского признания. Любопытно, что на записи обвиняемый явно затрудняется назвать державу и даже организацию, на которую он работал. Как бы под «давлением» следователя, Симм высказывает предположение о том, что работал на Службу внешней разведки Российской Федерации, но тут же оговаривается, что доказательств этого у него нет.
При таком раскладе рискнем еще раз предположить, что Симм мог шпионить не только в интересах России, а, например, в интересах Испании (куратором шпиона был «испанский» предприниматель), Китая (почему бы и нет?), инопланетян (что объясняет приобретение дорогостоящей виллы на нищенское шпионское вознаграждение), неизвестных радиолюбителей (держал связь по радио), и так далее. Кто вы, Херман Симм, – идейный борец против эстонской демократии или беспринципный тип, торговавший родиной из корыстных побуждений, – мы вряд ли когда-нибудь узнаем достоверно.
Давайте, однако, на минуту допустим, что Херман Симм это истинный патриот Эстонии (при отсутствии исчерпывающей информации в прессе – соображение не лишенное некоторой логики). Допустим, что разведчик Симм был двойным агентом, через которого натовские спецслужбы, отлично осведомленные об интересах российской разведки в Эстонии, сливали в СВР дезинформацию, разбавляя ее для пущей убедительности подлинными секретами. Допустим также, что над разведчиком Симмом нависла угроза разоблачения. Чтобы укрепить доверие к уже слитой им дезинформации и максимально продлить срок ее действия, Симма торжественно «разоблачают» в Эстонии и даже предают суду.
Между тем в недрах президентской канцелярии уже заготовлен указ о награждении патриота Симма орденом, соответствующим величию его подвига. И будет вскоре наш супершпион обретаться не где-нибудь на зачуханной эстонской зоне в авторитете у русских уголовников, а жить на вилле у теплого моря, наслаждаясь комфортом, погодой, вкусной едой, покоем и обеспеченной старостью. Возможно, Херман Симм уже пишет секретные пока мемуары под условным названием «Как я обдурил Россию» (Испанию, Китай, инопланетян, радиолюбителей, и т.д.)
Завидная судьба! Не каждому разведчику после крушения шпионской карьеры так везет. Интрига с «единым русским списком» на европарламентских выборах просто бледнеет на фоне местной – вполне в духе Яна Флеминга – шпионской саги про чету Симмов.
P.S. Есть и другие соображения по делу Симма, которые уже высказывались или еще только будут высказаны в прессе. Охотно признаю, что все они имеют право быть высказанными и претендовать на то или иное приближение к истине. Допускаю также, что местные комментаторы, ссылаясь на недостаток и недостоверность информации по делу Симма или некомпетентность автора, уже в первой десятке комментариев назовут приведенные выше допущения бредом. Возможно даже, что в ближайшие лет пятьдесят они будут правы :)