Томас Витсут (DELFI 5.11.2008) призывает признать правду, повторяя вслед за российскими политиками и российскими СМИ одностороннюю интерпретацию августовских событий 2008 года на Кавказе. Самое смешное, обвиняя Эстонию за "крикливую ругань" по этому поводу, хотя даже российские официальные лица констатируют, что реакция эстонских руководителей "не выходила за рамки того, что говорил Запад" (Николай Успенский — российский посол в Эстонии)!

Да, ПАСЕ в своей резолюции возложил ответственность за конфликт на обе стороны. Но все же осудил Россию за не просто "непропорциональный", как считает автор, ответ, а за агрессию России против Грузии. Причем о "пропорциональности" или "непропорциональности" ответа можно было бы рассуждать, если бы "ответ" касался только района Цхинвали. Когда же российские войска начали боевые действия по всей грузинской границе, захватив ряд грузинских городов, причем далеко не рядом с зоной конфликта, можно ли в этом случае говорить о миротворческой акции российской военщины? "Какие бы ошибки ни допустило правительство Грузии, они не могут оправдать действия России. Это незаконный акт агрессии, который нарушает положения Хартии ООН и фундаментальные принципы сотрудничества и безопасности в Европе" — считают западные политологи Ричард С. Холбрук и Рональд Д. Асмус (День за Днем, 15.08.2008).

Объяснима в связи с этим и особая обеспокоенность соседних с Россией государств, в том числе и Эстонии. Министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт отметил (как пишут вышеназванные авторы), "что основная причина вторжения Москвы имеет параллели с самыми темными периодами европейской истории. Выдав паспорта десяткам тысяч абхазов и южноосетин, Москва сегодня заявляет, что должна вмешаться, чтобы их защитить — тактика напоминает ту, что некогда использовала нацистская Германия накануне Второй мировой войны". Читая многочисленные заявления российских политиков, депутатов, чиновников разного уровня в адрес соседей, невольно сопоставляешь их с предвоенными заявлениями бесноватого фюрера: "Я не потерплю ни при каких обстоятельствах, чтобы в Чехословакии и дальше угнетали национальные меньшинства"!

Не менее любопытно и то, что раздача всем желающим российских паспортов осуществляется в условиях, когда в самой России миллионы ее сограждан, давно вынужденных переехать на родину из бывших республик СССР, вообще не имеют никакого статуса и "не знают, куда себя деть", как заявил президент российского "Гуманитарного Центра помощи беженцам" Юрий Фадеев (МЭ, 4.08.2006). А не безнравственна ли и позиция руководства России, которое под прикрытием своего т.н. "миротворческого" военного контингента, заверяя Грузию "в дружбе и уважении ее территориальной целостности", усиленно "раздавала всем желающим российские паспорта", как отмечает российская газета "Совершенно секретно" (сентябрь 2008 года)?

И еще одна не менее любопытная параллель, касающаяся, по словам того же автора газеты "Совершенно секретно", "неуклюжей и жестокой попытки грузинского лидера взять под контроль сепаратистский регион". "Неуклюжей и жестокой попытке", как один к одному, "напоминавшей бредовый план Москвы одним полком штурмовать мятежный Грозный в средине 90-х". И какими "тяжелыми долгоиграющими последствиями для страны обернулся тот безумный поход на Грозный", и по жертвам и по разрушениям в разы превышающий цхинвальские. Не помнится, чтобы "определенный" круг российских соотечественников в Эстонии, да и внемлющие им центристы, устраивали тогда демарши по поводу этого и какие-то поминальные мероприятия по тысячам убиенным российским солдатам и соотечественникам в Чечне. Не возмущались разрушенным Грозным и десятками чеченских сел и городов после, как заявил "совестливый и нравственный журналист" тогдашней "операции по наведению конституционного порядка" (М. Петров) России в одном из своих регионов — Чечне, что "неуклюже" пыталась повторить, тоже в одном из своих регионов — в Южной Осетии, и Грузия.

Параллели в памяти прибалтов возникают и при вспоминании трагических для них 40-х годов прошлого столетия, когда советские руководители добивались права на размещение своего воинского контингента на территории их государств. А добившись этого, клятвенно заверяя о невмешательстве в их внутренние дела, форсированно принялись менять их государственные устройства, по существу оккупировав их.

Так что, хотя осуждение прибалтами действий России в Закавказье и не "выходило за рамки" того, о чем говорил весь мир, они испытывают особое беспокойство за происходящее.

Поделиться
Комментарии