Много раз уже писалось о том, что большинство эстонцев и русскоязычных жителей страны живут в разных информационных полях. Как показывает практика, последние проигрывают в этой ситуации, поскольку не желают прислушиваться к местным источникам и зачастую черпают знания об Эстонии из российских прокремлевских СМИ и уст российских чиновников. Не стала исключением и ситуация с экономическими изменениями последнего года.

Не так давно в прессе промелькнула и осталась почти незамеченной маленькая новость о том, что результаты одного соцопроса показали, что эстонцы и русские по-разному оценивают причины "охлаждения" экономики страны в последнее время. Если среди первых преобладают сторонники точки зрения, что больше всего на Эстонию повлиял спад в мировой экономике и сдувание "пузыря" "перегревшегося" рынка недвижимости, то большая часть неэстонцев винит во всем ухудшение отношений с Россией из-за переноса Бронзового солдата, которое привело к резкому снижению объемов транзитных грузоперевозок. Кто прав?

Если верить словам Постоянного представителя России при Евросоюзе Владимира Чижова, треть экономики Эстонии держится на реэкспорте российского сырья. Именно об этом заявил он в мае прошлого года в одном из интервью, обещая нам большие потрясения в связи с сокращением перевозок. Уровень компетентности чиновника вызывает серьезные вопросы хотя бы из-за употребления самого слова "реэкспорт", поскольку данный экономический термин никак не применим к основным перевозкам российского сырья, следующего через Эстонию транзитом. Но не это сейчас главное. Господин Чижов озвучил позицию, которую разделяют многие официальные лица России и проправительственные СМИ, и которым доверяют многие русскоязычные жители Эстонии. Насколько они соответствуют действительности?

Как известно, объемы проходящего через Эстонию российского транзита упали за последний год примерно на 40%. По господину Чижову, мы должны были потерять эдак 13% ВВП. Чтобы представить силу такого удара, достаточно знать, что в самой России после дефолта августа 1998-го к концу года ВВП обвалился на 5%. И это было страшное потрясение для всей страны!

Понятно, что большинство потребителей такой пропаганды не имеют достаточных экономических знаний, чтобы оценить достоверность информации, отсюда и искаженные представления о ситуации в стране и в ее экономике.

Но экономика все равно "охлаждается", рост ВВП почти прекратился, напомнит мне пытливый читатель, следящий за эстонскими новостями. И будет прав. И даже в том, что снижение транзитных перевозок все-таки повлияло на этот результат, о чем тоже много писалось и говорилось. Только проблема эта далеко не первостепенная.

Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на поквартальные темпы роста ВВП с начала прошлого года в Эстонии, Латвии и Литве.

Поквартальный рост ВВП в годовом исчислении.

 I кв. 2007II кв. 2007III кв. 2007IV кв. 2007I кв. 2008
Эстония10,10%7,60%6,40%4,80%0,10%
Латвия11,30%11,10%10,90%8,10%3,30%
Литва8,10%8,00%10,80%8,00%6,90%

В экономике Латвии по итогам 2006 года транзит занимает около 7% вместе со смежными отраслями. Эстония зависела чуть больше — около 8%. В Литве на транзит приходится порядка 5% ВВП. С мая транзитные грузоперевозки через Эстонию начинают стремительно сокращаться и падают вскоре на 40%. Казалось бы, эти данные четко коррелируются со снижением темпов роста ВВП (хотя и это не так, поскольку небольшое снижение темпов роста ВВП началось еще в 2006 году). Но вот что, на первый взгляд, поразительно: в Литве и — особенно — в Латвии с четвертого квартала прошлого года мы тоже наблюдаем очевидный спад темпов роста ВВП. И это на фоне роста транзитных перевозок через Латвию и Литву! Грузооборот портов Латвии в первом квартале нынешнего года был выше прошлогодних показателей на 13%, рост в Литве составил аж 24%! Как же так?

Видимо, правы те эстонские экономисты, которые утверждают, что потеря части транзита лишила нас максимум 2,5% ВВП. Не будь негласных российских санкций, рост экономики в перовом квартале был бы примерно таким же, как в Латвии. А у латвийцев и литовцев опустился бы еще ниже нынешних показателей, поскольку рост транзита за счет перенаправления грузов из Эстонии помогает им держать рост экономики чуть выше.

На все три страны куда более существенное влияние, нежели российский транзит, оказывают ухудшившаяся в последнее время конъюнктура на рынке пиломатериалов (а деревообработка дает немалую долю ВВП); быстрый рост зарплат, который "вымывает" отрасли, ориентированные на дешевые рабочие руки (достаточно посмотреть на усыхающую легкую промышленность Эстонии); "охлаждение" рынка недвижимости; связанный с общемировыми процессами рекордный за последние годы рост цен, который сковывает внутреннее потребление. Но эти проблемы, к счастью, легче решить, чем вопрос взаимоотношений с восточным соседом.

Поделиться
Комментарии