Владельцы нарвского "Кренгольма" объявили о предстоящем рекордном в Эстонии за последние годы одномоментном сокращении работников. Девять сотен уволенных душ будут вынуждены искать новую работу. К счастью, подавляющее большинство из них довольно скоро как-то да устроятся: вакансий нынче много даже в Нарве, которая еще не так давно была печально знаменита высокой безработицей. Но лет через десять-пятнадцать этих людей и многие тысячи других ждет очень непростое испытание. Надвигается очередная научно-техническая революция, о последствиях которой, к сожалению, пока что мало кто задумывается всерьез.

6 декабря компания Toyota представила мировой общественности свою очередную разработку в области робототехники — человекоподобного робота-скрипача. Создан он вовсе не для забав. Это очередная модель из серии так называемых роботов-партнеров, которых японские конструкторы разрабатывают для восполнения растущего дефицита рабочих рук стремительно стареющей нации. Игра на скрипке — всего лишь демонстрация возможностей машин, которые должны будут заменить людей в самых разных сферах, где требуется кропотливый труд не самой высокой квалификации.

Уже сегодня для роботов вырисовывается самый широкий спектр применения — сиделки в больницах и домах престарелых, уборщики, грузчики, швейцары и носильщики в отелях, кассиры в супермаркетах, рабочие на стройках и т.п. Технически ничто не мешает посадить электронных партнеров за кассовый аппарат хоть завтра, проблема лишь в том, что они еще слишком дороги.

В 2010-11 годах Toyota намерена приступить к серийному производству человекоподобных роботов, а к 2025 рассчитывает сделать новый бизнес основным направлением. Чтобы представить, каких масштабов он достигнет при этом, достаточно знать, что в прошлом году компания выпустила свыше 9 млн. автомобилей и борется с General Motors за первое место в мире. Заняться коммерческим роботостроением планируют и другие фирмы в Японии, Европе и США. Массовое производство и конкуренция резко снизят себестоимость роботов, их начнут закупать самые разные фирмы и даже семьи в качестве прислуги.

Первоначальное благо — восполнение нехватки рабочих рук — довольно скоро перерастет в серьезную проблему. Многие миллионы людей в мире окажутся не только без работы, но и без видимой перспективы получить ее хоть когда-нибудь. Некоторые футурологи полагают, что к середине столетия половина взрослого населения развитых стран будет не у дел. Правда, они надеются, что мощная "социалка" позволит обеспечить этим людям вполне сносное даже по меркам своего времени существование. Они превратятся в эдаких пролетариев XXI века, которые вместо халявных ежемесячных тридцати килограммов зерна, небольшого количества мяса, вина и посещений скачек и боев гладиаторов, коими баловало своих "лишних" людей древнеримское общество, будут получать пособие, позволяющее удовлетворять куда большие материальные и духовные потребности.

Я не очень-то верю в то, что вопрос решится так легко. Те же древнеримские пролетарии со временем стали большой обузой для своей державы, во многом подорвав ее могущество. Возникнут проблемы, о которых пока что мы можем только смутно догадываться. Однако не мешало бы уже сегодня прогнозировать возможные варианты и готовиться к их последствиям. Конфликты интересов могут быть куда более серьезными, нежели те, которые испытали на себе жители стран, первыми проходивших через механизацию труда. Станки в основном лишь интенсифицировали человеческий труд, человекоподобные роботы будут попросту заменять людей.

Эстония была в числе тех стран, которые раньше других поняли, какие богатые перспективы открывает интернетизация. Хочется верить, что мы будем не последними среди тех, кто озаботится последствиями неотвратимой роботизации.

Поделиться
Комментарии