Кто-нибудь припомнит хоть один случай, когда бы Андрус Ансип признал свою неправоту? Лично мне ничего такого на память не приходит. Наоборот, на днях он в очередной раз заявил, что действия возглавляемого им правительства в апреле были единственно верными. Его поддержал и министр внутренних дел Юри Пихл, сказав, что если бы правительство не убрало Бронзового солдата с Тынисмяги в конце апреля, в мае было бы только хуже.

Оправдания звучат не случайно. Даже многие из тех, кто не возражает против состоявшегося переноса или поддерживает его как необходимость, возмущены тем, как он был обставлен. На мой взгляд, правительство продемонстрировало полное непонимание реалий, затеяв раскопки и блокировав, тем самым, подходы к Тынисмяги незадолго до 9 мая. Было выбрано наихудшее время, что стало принципиальной ошибкой, которую упорно отказывается признать правительство во главе с "непогрешимым" премьер-министром.

Узнав о начале работ на холме, первым делом я подумал: "Теперь многие решат, что это делается назло русским!" Правительство проявило непонимание чувств тех людей, для которых памятник важен был как место поминовения погибших во Второй мировой войне советских солдат. Начнись работы на Тынисмяги после 9 мая, совершенно точно они не вызвали бы такого накала страстей, который пережил Таллинн в конце апреля. Я ничуть не сомневаюсь, что российские пропаганда и спецслужбы оказали пагубное влияние на ситуацию, но и правительство Эстонии своими неуклюжими и попросту нелепыми действиями внесло прискорбный вклад в произошедшее.

Тот самый Андрус Ансип, который шел на выборы с обещанием убрать памятник с Тынисмяги к 9 мая, заверял в апреле, что до праздника Бронзового солдата не тронут. Не удивительно, что те, кто собрался в конце апреля вокруг холма, не верили ему. И в итоге оказались правы. Безусловно, на скоропостижный перенос монумента повлияли беспорядки. Правительство понадеялось на то, что не будет памятника — исчезнет и проблема. Та самая, которую само же во многом и создало!

Представители власти давно уже говорили о переносе, а не сносе Бронзового солдата, вопреки тому, что твердили прокремлевские СМИ России. Но точного места долго не называли, только к весне более-менее отчетливо прозвучало название Военного кладбища. Однако до апрельских событий было совершенно непонятно ни то, куда его там поставят, ни как он будет выглядеть. Только после первой "бронзовой ночи" в прессе появилась вся необходимая информация, даже фотомонтаж монумента на новом месте. Что мешало сделать это хотя бы на месяц раньше? Только преступная халатность ответственных лиц, убежденных в том, что "и так сойдет"!

Однако удручают не столько сами грубые просчеты правительства (в конце концов, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает), сколько нежелание признавать их. Опасное упрямство! Которое грозит повторением драматических ошибок.

Поделиться
Комментарии