По следам Билла Клинтона

Уже который день я наслаждаюсь книгой экс-президента Соединённых Штатов Америки Билла Клинтона "Моя жизнь" (My life). В ней содержится немало интересной информации о перипетиях развития США во второй половине XX века, естественно, в контексте жизни именитого политика. Первое, что по-настоящему вызывает восторг — это описание Биллом Клинтоном деятельности организаций третьего сектора (некоммерческих организаций). Здесь описывается деятельность Ассоциации молодых христиан, Американского легиона и даже "орден де Моле — организация мальчиков, финансируемая масонами". Всё это молодёжные объединения, действовавшие в соответствии с американским законодательством. Книга буквально испещрена описаниями всевозможных лиг, общественных союзов, объединений. Встречаются даже такие экстравагантные корпорации, как "Лига плюща" (группа элитных частных университетов и колледжей северо-востока США). Налицо стремление людей объединяться по интересам, делать что-то полезное, развивать демократию.

Кстати, о демократии. В книге Билла Клинтона многократно описываются выборы на том или ином уровне: президент класса или школы, выборные должности в Американском легионе, борьба за голоса избирателей кандидатов в студенческие советы. Примечательно, что всё это делается на полном серьёзе: кандидаты доказывают электорату необходимость выбрать именно их (речи произносятся на разных этажах общежитий), изготавливаются предвыборные плакаты, создаются штабы избирательных кампаний…

С одной стороны это вроде бы можно назвать баловством. Но с другой именно в подобного рода деятельности человек получает широкое представление о подлинных принципах функционирования общества, о механизме принятия демократических решений. Без понимания значимости своей личности — человек навсегда обречён быть рабом обстоятельств, марионеткой собственного невежества. Ведь ещё Бернард Шоу сказал: "Демократия –это устройство, которое гарантирует, что мы будем управляться не лучше, чем мы заслуживаем".

В фарватере США

В вопросе развития третьего сектора нам следует брат пример с США, одной из первых стран акцептировавших демократию, как официальную идеологию. Демократия — это своего рода религия. Это именно то, что сейчас надо нашему обществу, лишённому веры.

Мы стараемся максимально реализовывать демократические догмы, другое дело, что это не всегда легко. Встречается нетерпимость, недовольство людьми поступающими не как все, иногда разгул хулиганства выдаётся за выражение народной воли. Всё это свидетельствует о том, что впереди всех нас ждёт много работы — в первую очередь работы над собой. Демократия — начинается с себя.

Не следует недооценивать и третий сектор, особенно воспитывающий гражданственность.

Тот же Билл Клинтон ярко описывает межрасовые столкновения в США 60-ых — 70-ых годов ХХ века. Да, это было. Но разве это не победа демократии, что сейчас эскалация межрасовой напряжённости практически исчезла? Сегодня люди с тёмным цветом кожи заседают в Сенате, возглавляют Госдепартамент США, руководят различными ведомствами.

Когда я прочёл высказывание Бертрана Рассела "При демократии дураки имеют право голосовать, при диктатуре — править" у меня сложилось впечатление, что этот заслуженный философ несколько утрирует реалии. Да, без должной подготовки человек при демократическом строе марионетка — демократия рассчитана на деятельных. Именно деятельность сделал из макаки человека, именно умственная деятельность делает из раба личность.

Мы можем смеяться над американским образованием, мы можем поносить фаст-фуд, мы можем не любить США, но факт, что сегодня Америка — это единственная сверхдержава. Так будем же прилежными учениками победителей!

Третий сектор –это непривычно

Прошлой осенью я видел как группа молодых людей из одного молодёжного объединения собирала листья. Это была их собственная инициатива — сделать город чище. Грустно было видеть, как многие прохожие посматривали на них с явным сочувствием или обидно шутили.

В общем-то такая реакция людей понятна: любое добровольное начинание, любая деятельность вызывает смущение, а то и страх у многих жителей Эстонии. Мне представляется, что причина данного явления кроется в ассоциативном ряде: добровольная работа напоминает о советских временах, когда субботники и пионерские инициативы были очень распространены; сегодня нам сказали, что коммунизм — это очень плохо. Улавливаете?

Третий сектор должен быть тесно связан с обществом, быть проводником народных идей, но некоммерческие организации не должны становиться придатками партий. Третий сектор лишь воспитывает в людях ответственность, понимание важности демократии, а уж свой выбор человек должен делать сам.

Но я был бы лгуном если бы заявил, что у нас почти нет организаций третьего сектора. Они есть: целевые учреждения, молодёжные организации, различные союзы, ассоциации. Другое дело, что пресса могла бы помогать нашей молодой демократии крепко становится на ноги. Например, не сообщать уже о состоявшемся мероприятии, организованным той или иной организацией, а чаще заранее оповещать о ней — это привлекло бы больше внимания к событию.

Третий сектор — институт лидерства

Любой фирме, партии, стране нужны лидеры. Лидерские качества могут быть даны от природы, но их можно в себе и воспитать. Чтение книг по менеджменту, психологии, экономике не сделают никого автоматически лидером — это теория. Только принцип learning by doing (обучение через работу, деятельность), который широко применяется в организациях третьего сектора, способен дать реальные навыки и познания о психологии людей. Так, представители молодёжных организаций Эстонии, входящих в ENL (Eesti Noorteühenduste Liit), имеют шанс попасть в правление этой зонтичной организации, на практике проверить свои способности, осознать, что только деятельность — путь к успеху.

Не зря любая политическая партия имеет при себе молодёжную организацию — это своего рода неформальная партийная школа.

Сегодня каждое недоходное объединение может написать свой проект и провести мероприятия в интересующей его области. К сожалению, на данном этапе не все фонды используются достаточно эффективно, в результате чего остаётся немало неиспользованных средств. Это говорит о том, что третьему сектору ещё есть куда расти и у кого учиться. Этот же показатель сообщает нам и о нехватке лидеров: сегодня много людей с дипломами управленцев, но много ли среди них пробовали себя в роли руководителя?

Я понимаю, что сегодня многим молодым людям общественная деятельность (проекты, политика, и даже экономика) кажется чем-то сродни атомной физике, делом трудным, скучным и вообще — уделом дедушек и бабушек. Мне представляется, что третий сектор начинается ещё со школы — с дееспособных ученических представительств; с университетов, где студенческое правление ведёт диалог с администрацией, сообщает о нуждах студентов, проводит мероприятия, ведёт сотрудничество с другими организациями.

Демократия служит лишь активным, равнодушным она становится мачехой.

Поделиться
Комментарии