Кибератаки и праздник песни

Будучи по первому образованию программистом, вначале я не воспринял всерьёз информацию о кибератаках. А зря. Последовавшие заявления ведущих политиков показали, что обратить внимание всё же стоило.

Одним из первых на предмет терминологии начал рассуждать посол Эстонии при НАТО Харри Тийдо. Что есть кибервойна, что есть кибератака и попадает ли она под статью Североатлантического Союза, по которой в случае нападения на одну из стран участниц Альянса включаются защитные механизмы всего блока?

В Братиславе на конференции глав парламентов тему/песню подхватила Эне Эргма (Союз Отечества), спикер нашего парламента и, на минуточку, астрофизик по образованию. На пленарном заседании Европарламента песнь продолжил Тоомас Сави (Реформа), депутат от Эстонии, до того также спикер Riigikogu и кандидат в президенты. Яак Аавиксо (Союз Отечества), министр обороны, а пред этим ректор Тартуского Университета, пел/жаловался не переставая на всех встречах и на всех уровнях. И т.д. и т.п.

В общем, люди высокопоставленные и как бы образованные, к тому же ведущие политики всех партий, входящих в сегодняшнюю коалицию, запели хором.

Апофеозом выступления стало соло премьер-министра Андруса Ансипа — о том, что мы победили в первом киберсражении, но расслабляться рано и расходы на оборону надо- таки довести до 2% от ВВП.

Стоит отдать должное, хоровое пение всегда было сильной стороной эстонского народа, достаточно вспомнить многотысячные певческие праздники, поющую революцию, да и на Евровидении эстонцы победили, спев дуэтом. Песнь была правильно оценена и на этот раз.

В числе первых откликнулся бывший президент Чехии Вацлав Гавел. Оно и понятно, тема НАТО, точнее, размещение элементов системы ПРО в Чехии, сейчас актуальна как никогда. Заместитель госсекретаря США Джон Негропонте заявил, что кибератаки в будущем, видимо, усилятся и к этому надо быть готовыми. Пресс-секретарь НАТО Джеймс Аппатурай, в свою очередь, подтвердил тезис о том, что если дело приняло серьёзный оборот для Эстонии, то оно серьёзно и для НАТО.

А был ли мальчик?

Если верить местным СМИ, то кибератакам подверглись в основном сервера госучреждений. Непонятно, однако, кому и зачем это понадобилось?

Принято считать, что целью взлома чужого сервера является получение какой-либо секретной информации (как правило, с целью обогащение) либо банальное хулиганство/пакостничество. Первичной же задачей любых военных действий, в том числе кибератаки, по идее, должно быть нанесение урона/ущерба противнику. В таком случае гораздо логичнее и эффективнее было бы атаковать сервера инфраструктурных, телекоммуникационных, банковских, энергетических и т.п. предприятий и учреждений. В противном случае это больше похоже на провокацию.

На подобную несерьёзность т.н. кибератак указывал депутат Рийгикогу Сильвер Мейкар. Руководитель по информационной безопасности Elion Айво Юргенсон тоже считает, что войны как таковой не было. По его мнению, речь может идти о любителях, а не об атаках, которые руководились и финансировались на государственном уровне. С ними согласился и американский эксперт по компьютерной безопасности Хозе Назарио. По оценке последнего, атаки происходили не из Кремля, а шли из разных мест по всему миру.

Согласно данным, озвученным недавно на одном семинаре по безопасности в сфере высоких инфотехнологий, из 1000 атак более всего, а именно 177, происходило из США, затем следует Канада — 90, потом Великобритания — 50, Германия — 27 и т.д. Россия в этом рейтинге даже не вошла в первую десятку.

Таким образом, однозначно обвинить кого-либо в кибератаках, равно как и оправдать в непричастности к оным, крайне сложно. С таким же успехом можно предположить, что кибератаки происходили из самой Эстонии.

"Как раз"

А теперь ещё несколько совпадений.

"Как раз" в момент сноса памятника освободителю министр иностранных дел Урмас Паэт находился в Осло на совещании министров иностранных дел стран участниц НАТО. В свою очередь IT-специалисты НАТО оказались в Эстонии "как раз" во время т.н. кибератак.

По словам сопровождавшего вышеназванных специалистов IT-руководителя министерства обороны Михкеля Таммета, план создания в Эстонии центра киберзащиты имелся у НАТО давно, а сам он лично уже год ("как раз" год назад Эстонию посетил президент США) как занимался подготовкой почвы для этой цели. А именно, в течение года в Центре обучения и развития инфотехнологии и связи подготавливались специалисты, из которых теперь будет сформирован костяк Центра кооперативной киберзащиты НАТО.

Непонятно, однако, на каком законном основании в течение года расходовались на указанные цели бюджетные средства, т.е. кто принял данное решение и каким образом были бы обоснованы эти расходы если бы т.н. кибератак не последовало?

Далее, "как раз" три месяца назад, т.е. накануне сноса памятника, в Силиконовую долину (центр инфотехнологий США) с целью регистрации и дальнейшего открытия представительства был откомандирован работник Эстонского фонда развития предпринимательства.

"Как раз" после сноса памятника (о кибератаках будет объявлено чуть позже) становится известно, что один из ведущих политиков и основных спонсоров Союза отечества Тынис Пальтс начинает инвестировать в инфотехнологии. Типа инсайда от политики. Кстати, среди участников фондового рынка существует даже такая стратегия поведения — следовать за предполагаемым инсайдером, т.е. повторять его действия.

Эстония №2

Ну, то, что эстонцы изобрели Skype, факт общеизвестный. Как и то, что Эстония одной из первых ввела электронные удостоверения личности (сначала ID-карты, а теперь и паспорта с микрочипом), внедрила систему интернет-голосования на выборах (около 10% голосов на последних выборах в парламент), а теперь ещё вышла на первое место в Европе по числу электронных счетов для частных лиц. Поэтому с поставленной задачей кибербазы должны вроде как справиться. Опять же легитимное обоснование для закачивания денег из-за границы в независимую Эстонию появилось. Оплачивать оказанную услугу, а походу поддержать надорвавшуюся в ходе оказания данной услуги экономику как-то надо?

Между тем, обещание России в ответ на планы реализации ПРО вновь нацелить ракеты на европейские цели должно лишить в том числе и Эстонию иллюзии безнаказанности "в случае чего".

Короче, нас снова подставляют, как пассажиров парома Эстонии с перевозкой оружия, только теперь мы все становимся заложниками. Все жители Эстонии, вне зависимости от национальной и пр. Принадлежности, становятся заложниками. Поэтому, вместо того чтобы поддаваться на провокации, целью которых является стравливание двух диаспор, нам бы следовало объединиться и вместе противостоять развёртыванию базы НАТО в Эстонии.

Какое впечатление оставил у вас этот материал?

Позитивно
Удивительно
Информативно
Безразлично
Печально
Возмутительно
Поделиться
Комментарии