События конца апреля 2007 г. в Эстонии, которые наблюдатели уже успели сравнить с событиями 11 сентября 2001 г. в США, возникли не в один момент. Правительство правой коалиции лишь довело до логического конца (и тем до абсурда и взрыва) оборотные стороны политики правых партий — Союза отечества, реформистов и соцдемов, включая постоянно раздуваемый этими партиями конфликт общин Эстонии. Накануне мая 2007 г. эта поддерживаемая мощными геополитическими силами политика достигла своей кульминации — вспышек насилия, показавшими предел, за которым данная политика фактически начинает подрывать сама себя.


Европравые: от Саркози и Качинского до Лаара

Даже беглый взгляд на европейские политические события последних лет показывает мощную политическую волну, начатую распадом СССР и идущую с главных стран европейского континента к его периферии. Это тенденция отступления европейских левых и центристов под натиском правых сил. Может показаться парадоксом, но в главных европейских странах (например, Франции нынешних выборов) левоцентристским силам удается сохранить большее влияние, чем в посткоммунистических странах. В последних — например, Польше — победа правых не только ярка и очевидна, но и подчас доводится до своего логического конца. Недаром борец против советского мемориала в Освенциме Л. Качинский выразил поддержку борцу за перенос Бронзового солдата А. Ансипу.

Понятно, что если мировому правому истеблишменту удается навязать подобный режим 39-миллионной Польше, то сделать это по отношению к 7-миллионной Прибалтике (не говоря уж об Эстонии) не составляет большого труда.

Главной проблемой для данной политики, однако, остается Россия, в которой в силу ряда требующих отдельного разговора причин правая волна гаснет и принимает специфические формы. Более того, Россия, как в ситуации с Украиной и Грузией, вынуждена противостоять данной волне и даже стремится направить ее в "обратном" направлении. Неизбежное с возращением России в политику усиление этой тенденции будет все сильнее выдвигать буферные постсоветские страны (в Европе — Прибалтику) на передний фронт геополитического противостояния. Поэтому именно здесь правая политика раньше всего потребует — разумеется, не отмены (ожидать этого при нынешнем раскладе сил наивно), но, по крайней мере, все более серьезной корректировки.


Почему правым была выгодна коалиция реформистов и центристов?

Существовавшая до выборов, но подорванная правым натиском коалиция реформистов и центристов была выгодна эстонскому правому истеблишменту. Фактически правительство Ансипа — Сависаара проводило ту же правую политику, но более гибко и потому более эффективно.

Правой политической машине ничего не угрожало. Левые силы были давно исключены из политики, распылены и маргинализированы. Партии центра серьезно не противопоставляли себя правым. Народный союз вовсе не отрицал полной ориентации на ЕС. Хотя и раздражал правых определенным стремлением к самостоятельности — от выдвижения своего кандидата в президенты до осторожной защиты интересов местных производителей.

Центристы под давлением своего правого крыла делали все, что "положено" — в частности, приняли и стали проводить правую реформу образования. Правда, они убедили реформистов пересмотреть принятое компрадорскими группировками — напр., соцдемами — решение о продаже покровителям правых государственной железной дороги (вместе с прибылью за транзит). По предложению Сависаара, которого поддержал Ансип, государство от покровителей откупилось, потеряв миллиард крон. Но может, кому-то этого показалось мало?

За поддержку сависааровской реприватизации Ансип подвергся критике не только Союза отечества, но и исамаалийтовского крыла реформистов. Еще больше соратники Лаара обиделись на реформистов после мартовских выборов, не получив от них требуемых портфелей, в частности, министра иностранных дел. Поэтому эта весьма влиятельная и фактически представляющая главных дирижеров эстонской политики группировка была заинтересована в провале Ансипа и даже могла нарочно подставить его в апрельских событиях.

При реформистско-центристской коалиции Ансипа — Сависаара в правой политике по большому счету все было хорошо. Правда, для кого-то (в первую очередь для Союза отечества и соцдемов) хорошо недостаточно, что и сделало сторонников лучшего — врагами хорошего. Правым хотелось как лучше. А вышло?


2007 г. — год "великого перелома". Подрыв правыми политического центра. Разгром Народного союза

К весне 2007 г. мощное наступление правой политико-пропагандистской машины в Эстонии достигло своего пика. Сильнейший правый прессинг начался еще с местных выборов 2005 г. Логического конца он достиг в ходе президентских и парламентских выборов марта 2007 г., фактически приведя к перемалыванию политического центра эстонской политики.

Центристам удалось выдержать этот прессинг лишь благодаря политическим навыкам Э. Сависаара и отступить, сохранив основное ядро и политический порядок. Народный же союз к 2007 г. фактически оказался на грани распада.

Было ли опасно правым это достаточно аморфное, хоть и самостоятельное околоцентристское формирование? Народники вовсе не отрицали главенства Евросоюза и смотрели на Россию достаточно осторожно. Но правым этого было мало — надо, видимо, было одобрять более интенсивно. И конечно, не пытаться дружить с центристами.

Народный союз подвергся жесткому нажиму. "Нами, — заявил В. Рейльян в марте, — занимались еще начиная с местных выборов". Были организованы шумные акции по "подмачиванию" Рюйтеля и Рейльяна. Последнего, благодаря истории с "Мерко", удалось отправить в отставку и поменять руководство партии на готовое к отказу от союза с центристами.

После победы на парламентских выборах к апрелю нынешнего года эстонские правые достигли максимального успеха, подавив всех даже незначительных оппонентов. Однако события конца апреля показали, что эта победа оказалась пирровой.


Российское политическое руководство: имитация политики и назойливая самокомпрометация

В кризисе вокруг памятника странной оказалась и роль России. Как было видно почти невооруженным глазом, в этом кризисе российское руководство занималась в основном имитацией — имитацией поддержки "своих", имитацией санкций, имитацией дипломатии и проч.

Согласившись на показ по эстонскому ТВ заявлений чиновников-единороссов о поддержке центристов, руководство российской политикой фактически компрометировало этим как центристов, так и себя. В истории с памятником одна часть этого руководства клялась защищать его до конца, другая (история с заявлением Косачева) предлагала согласиться на его перенос. Точно так же единороссы вели себя и в самой России, в начале апреля проголосовав за снятие советской символики со знамени победы, что дало основание "России Справедливой" обвинить их в провокации.

Послав в Эстонию делегацию Госдумы, руководство российской политикой одновременно стремилось подорвать доверие к ней невыполнимым требованием возвращения памятника назад и бестактным требованием отставки правительства чужого государства.

Направляя в самой России нападения молодежных группировок на эстонское посольство и посла, оно внесло свою лепту в обострение до предела отношений между странами, и, наконец, в качестве ответных мер… выдвинуло санкции по подрыву собственных (от туризма до транзита) позиций в Эстонии.

В результате российскому руководству удалось убить сразу нескольких зайцев. Подставить в Эстонии как центристов, реально отстаивавших нормальные отношения между двумя странами, так и Конституционную партию, брошенную в столкновение с право-национальной силовой машиной. А заодно и "Единую Россию", не без основания обвиняемую предыдущими двумя в двурушничестве.

О чем все это говорит? Лишь о влиятельности группировок, под национал-патриотическими лозунгами навязывающих России политику, не соответствующую ее национальным интересам. Благодаря этим группировкам, Россия занимается самокомпрометацией, активно содействуя этим политической игре своих противников.


После апреля 2007. Нужно ли правым ультраправое правительство?

Апрельский взрыв 2007 г. потряс эстонскую политику и привел ее к более ясному размежеванию сил.

Несмотря на явные признаки резкого недовольства произошедшим в разных слоях общества, а также ясную всем вину правых партий, Союз отечества, реформисты и соцдемы продолжают развивать политико-идеологическое наступление. Прежде всего, используя свой контроль над СМИ, активно и ложно представляют эстонскому населению в качестве главных виновных все тех же центристов и зловредного Сависаара, который не "успокоил" своих сторонников, не "выехал на танке" и проч.

Вторым главным ответственным за острый кризис правые пытаются сделать премьера Ансипа. Умалчивая о вине в произошедшем Аавиксоо и Пихла, правый истеблишмент и исамалийтовское ядро эстонской политики теперь готовы пожертвовать именно им. Отставка Ансипа будет играть им на руку, означая усиление влияния Союза отечества, соцдемов и пролааровского крыла реформистов.

Между тем при нынешнем раскладе сил отставка Ансипа приведет не к созданию более умеренного — центристского правительства, но, напротив, к созданию правительства еще более право-национального, фактически ультраправого.

Характерно, что к такому варианту Эстонию подталкивают и влиятельные национал-патриотические группировки в России. В полном согласии с эстонскими правыми они, как и Конституционная партия, отстаивают (и отчасти провоцируют) такое развитие событий.

Однако в полной ли мере правые осознают последствия (в том числе и для них) подобного варианта?

Отставка Ансипа и усиление ультраправых в правительстве будет означать усиление поляризации и тем самым обострение кризиса и без того весьма "перегретого" общества. Уже сейчас вызывает сомнения — справится ли теперь Лукас с реформой образования. А если его политика будет дополнена сомнительными экономическими выходками Партса? Или новыми провокациями Пихла при поддержке всерьез рассуждающего о "военном нападении России" Паэта и соответствующего же премьера?

Не грозит ли такой вариант правым еще более глубоким провалом? А ведь он неминуемо потребует возврата к ситуации 2006 г., то есть к коалиции не шибко приятного лааровцам Ансипа с по определению виновным во всем Сависааром.

Как бывает в таких случаях, подобное возвращение вспять может пойти дальше, чем хочется сегодня тем, кто заварил кашу право-национальной бури и натиска.

Какое чувство вызвала у вас эта статья?

Радость
Удивление
Интерес
Никакое
Грусть
Злость
Поделиться
Комментарии