Евроинтеграция

Власти Эстонии несколько лет внятно давали понять русским в этой стране: у вас своя песочница, у нас своя. Русские потрепыхались, мол, мы ж на одном дворе, зачем тут еще и вторая песочница. Но, нет, сказали им.

Нет так нет. Русские обустроили свою песочницу и стали справляться без властей. Ну, повернулось государство спиной к трети населения, ну, сказало, что оно поможет тем, кто поможет себе сам. Русские так и сделали.

И вдруг выяснилось, что слишком эти русские вольготно себя там чувствуют. И надо бы что-нибудь из их песочницы выкинуть. Двор-то общий. И нагнали полицию со всей страны, спецназ, собак, приготовили газ, шумовые и световые гранаты, резиновые пули и говорят: мы тут из вашей песочницы убирать будем то, что нас раздражает. И тогда русские стали говорить, мол, с какой стати — вся репрессивная машина государства на них и обрушилась.

После вступления Эстонии в ЕС и НАТО страна утратила цели, а экономика стала бурно развиваться, госбюджет разбух от денег, и появилась возможность делить большие, по местным меркам, финансы. Началась торговля местами, постами, должностями. И из жизни государства ушла политика.

Политику власти заменили простым принятием решений. Эстонцы — народ законопослушный, если им сказать, что принято такое-то решение, они его и будут исполнять. А если кто спрашивает, почему решение именно такое, ему отвечают — потому что это вопрос безопасности государства.

В свое время большая группа социологов попыталась сказать власти — так не делается в демократическом государстве. Но политики уже тогда думали, что государство — это они. Когда же разразился Лихулаский кризис, правительство не сумело найти в себе ни сил, ни знаний, ни навыков демократического обращения с обществом. А когда их нет — проще всего принять силовое решение. Ночью. Последствия известны.


Эстоинтеграция

Нынешнее правительство быстро нашло старые грабли. Между прочим, народ оказался мудрее властей, которые твердили, что Бронзового солдата надо убрать с Тынисмяги. Когда стало совсем неудобно игнорировать назойливые вопросы журналистов, исследовали общественное мнение: ни один серьезный опрос не дал желаемых Ансипу результатов — большинство населения не высказалось за перенос памятника. И тогда власти, как мне кажется, решили организовать провокацию у Национальной библиотеки.

Поскольку ночная операция кульминировала разгулом вандализма, а на следующий день — протестными выступлениями и продолжившимися погромами, правительство не на шутку испугалось. Страх, как известно, рождает жестокость. Именно с такой жестокостью были подавлены выступления протестующих людей. И примкнувших к ним любопытных. Русских били за несогласие, а финнов, немцев и прочих шведов за что?

Решения и действия правительства взорвали хрупкое равновесие в обществе, про которое власти говорили, что оно стабильное и безопасное. Его раскололо всего одно решение правительства. Сейчас премьер и его министры всеми силами оправдывают свои действия, постоянно подчеркивая незаконность действий мародеров. А кто ж их защищает?

И никого не интересует, кто же собственно протестовал? А с чем они были не согласны? Каковы причины?

Если этим заниматься, выяснится, что финансируемая Евросоюзом политика интеграции в Эстонии свелась к решению освоить десятки миллионов крон на изучение эстонского. Огромный денежный пузырь интеграции лопнул, и его следы сейчас судорожно ищет правящая коалиция во главе с Ансипом.

А если выяснять причины трагедии, то Ансипу придется уйти в отставку. А он ведь так замечательно подавил этих несогласных русских. Один убитый, десятки покалеченных, тысячи оскорбленных — этим стоит заплатить за то, чтобы отодвинуть Бронзового солдата на два километра от центра.

Я уже почувствовал себя в знакомой ситуации советских времен. Тогда неудобную проблему силой загоняли в подполье. Включалась машина подавления несогласных, и на поверхности — тишь да гладь. Я сейчас кожей чувствую тогдашнюю атмосферу — люди, не согласные с политикой партии и правительства, запуганы, придавлены. Атмосфера страха в обществе накаляется, и лучше всех чувствуют себя силовики — полная безнаказанность и свобода врать. Чего стоит одна только деталь — по уставу полицейские должны носить нашивки с фамилией на груди. Эти нашивки куда-то пропали, когда началась силовая операция!

Прекрасно помню те времена. И мне очень жаль эстонское общество и думающих эстонцев, которые пытаются донести до людей свое несогласие с действиями правительства Ансипа, несколько раз вравшего обществу публично в одной только истории с памятником. И за меньшее уходили в отставку, но Ансипу повезло: делегация российской Госдумы, приехав в Эстонию, заявила, вопреки всем нормам приличия, дескать, вы тут должны убрать этого Ансипа. И теперь министрам есть к чему апеллировать — мы не поддадимся на вмешательство во внутренние дела Эстонии.

В обществе запахло реваншизмом — появилась, наконец, возможность, свести старинные счеты с русскими. У нас теперь есть полиция, шумовые, световые гранаты и прочее, как с горькой иронией заметил эстонский интеллектуал Мярт Вяльятага. Бурным цветом расцвел бытовой национализм: в магазине, харчевне вас могут не обслужить, если вы говорите не по-эстонски, в школе (!) эстонские коллеги могут не здороваться с преподавателем русского языка, с которым бок о бок работали десяток лет. Где-то это уже было…

Несогласие с решениями правительства рассматривается как предательство родины, и враги эстонского народа в Эстонии уже определены. Если осанна, которую поют полиции в течение нескольких дней, утихнет — возможно, станут известны имена людей, отдавших приказ бросить на протестующих команду, специализирующуюся на подавлении бунтов в тюрьмах, вооруженную железными дубинками.

Мне жалко напуганное эстонское общество: думающие эстонцы, которые не видели тоталитарных прелестей советской власти, в растерянности, те, кто видел — в шоке. Правительство не только проигнорировало местных русских, оно отмахнулось и от серьезного предупреждения дюжины профессоров — не играйте с огнем.

Устроили пожар. Теперь правительство заливает его верноподданническим заявлением преподавателей двух частных вузов. И это советские дела: когда надо было осудить "израильскую военщину", советское правительство без труда находило десяток евреев, которые публично ее осуждали. Было все это. Было передергивание фактов и подтасовка цитат, которыми занимаются теперь "демократические" журналисты. Цепные псы демократии стали болонками и выступили на защиту полиции и правительства, парад-алле must go on. Мы не позволим, мы не дадим, мы не допустим! Гнусно это.


Анекдот

Умирает старый армянин в окружении детей и внуков.
Вот он очнулся первый раз:
 — Дети, запомните, во что бы то ни стало, берегите евреев!
Второй раз:
 — Дети, во что бы то ни стало, берегите евреев!
Третий раз:
 — Дети, берегите евреев!
Старший сын недоуменно спрашивает:
 — Папа, ну причем тут евреи?
 — Запомни сынок, перебьют всех евреев — примутся за армян.


Разумные эстонцы! Берегите русских, ибо "перебьют всех русских" — за вас возьмутся.

Какое впечатление оставил у вас этот материал?

Позитивно
Удивительно
Информативно
Безразлично
Печально
Возмутительно
Поделиться
Комментарии