В ожидании "окончательного решения" ФОТО!
В общине выявили экстремистов. Акции Конституционной партии Эстонии, общественного движения "Ночной дозор" и "Списка Кленского", полемика в прессе и комментарии в Интернете выявили контингент, отрицательно настроенный по отношению к эстонскому государству, склонный к проявлению экстремизма на национальной и религиозной почве. Составлены списки наиболее активных экстремистов и распространены среди партнеров по ЕС и НАТО. В отношении экстремистов предпринимаются профилактические меры.
Русской общине подсунули "куклу". Предполагается, что центристы своей непоследовательной политикой скомпрометировали себя в глазах русских избирателей и всего русского населения. Поскольку русская община не имеет собственного представительства в парламенте, то теперь право выступать от ее имени и защищать ее интересы самочинно присвоила парламентская фракция социал-демократов.
Эстонцам определили внутреннего врага. Эстонцы получили шанс консолидироваться против русских, под которыми понимаются сторонники реставрации Советского Союза, противники независимости Эстонии, сталинисты всех сортов, оккупанты, "пятая колонна" и т.п.
Поощрили низменные чувства националистов. Националистам дали понять, что если их деятельность не будет выходить за формальные рамки законодательства и господствующей идеологии, то и претензий к ним не будет. Это означает, что продолжится героизация борцов с коммунизмом, пропаганда благодарного отношения к эстонцам, воевавшим на стороне нацистской Германии, продолжится строительство мемориалов Waffen SS.
Переключили внимание общества. В течение года внимание общества было переключено с экономических проблем на проблемы межнациональные. Итоги парламентских выборов эстонские социологи объясняют ощутимыми в обществе экономическими успехами. Однако полностью исключить разговоры о "перегреве эстонской экономики", возможной девальвации кроны и надвигающейся экономической депрессии не удалось.
Отстранили конкурентов от власти. В результате грамотно организованной предвыборной стратегии реформисты отстранили от власти умеренных (центристы, народники) и радикалов (Партия зеленых), а также значительно ограничили во власти крайних радикалов (IRL).
Захватили духовное лидерство. Премьер-министр Андрус Ансип ясно дал понять, что роль политического руководителя (предводителя) его не вполне устраивает, и что он претендует на роль духовного лидера нации. Совмещение ролей политического руководителя и духовного лидера всех эстонцев в одном лице неизбежно приведет к попытке узурпации власти в Эстонии в целях построения т.н. демократической деспотии.
Победа экономической олигархии. Создание новой политической коалиции во главе с реформистами фактически означает, что к власти пришла вненациональная экономическая олигархия, не поддерживающая курс IRL на маргинализацию Эстонии в рамках национальной демократии. Для эстонцев и для русской общины это означает усиление экономического гнета при одновременном сокращении сферы ответственности государства перед гражданами и населением в целом.
Вот, собственно говоря, и все, что мы имеем в промежуточных итогах. Оставят памятник советским воинам в покое или снесут, теперь уже не имеет никакого значения. Скорее всего, снесут, потому что духовному лидеру нации Андрусу Ансипу должно не потерять лицо.
К памятнику мы еще вернемся, а пока несколько замечаний по поводу десяти тезисов Ансипа, которые он пытается выдать за национальную программу развития Эстонии. Первый и последний тезисы представляют собой единое целое: достижение положительного прироста населения необходимо для того, чтобы сохранить за олигархией и политической элитой среду проживания. Связка очевидна.
При этом Ансип снимает с себя ответственность за способы выживания в качественно новых для эстонцев условиях, весьма далеких от тепличных условий Эстонской ССР. Духовный лидер, стоя на капитанском мостике тонущего судна, подает последнюю флотскую команду: "Теперь каждый сам за себя. Спасайся, кто может!" А как иначе можно расценить предложенную эстонцам (8-й тезис) перспективу развития системы здравоохранения и системы социального обеспечения, позволяющих отделить население от государства?
Обетование олигархии о грядущем царстве богатых эстонцев в богатом эстонском государстве не принимает в расчет то обстоятельство, что при любом раскладе в этом государстве по-прежнему будут жить бедные и больные эстонцы. Им обещан порядок, при котором несостоятельные в настоящем, а посему недостойные будущего будут фактически лишены права на помощь государства.
Между тем ст. 28 Конституции ЭР гласит, что каждый гражданин имеет право на охрану своего здоровья, на помощь со стороны государства по старости, нетрудоспособности, по случаю потери кормильца и по бедности. Действующая конституция мешает проведению реформ в пользу олигархии, почему реформисты и настаивают на ее изменении.
Девятый тезис Ансипа вводит в политический оборот связку "модернизация государства — вовлечение граждан — внутренняя безопасность". Отделение населения от государства по линии здравоохранения и социального обеспечения не приведет к желаемому результату, если при этом не переложить на него заботу о внутренней безопасности. Кто-то руками Ансипа и авторитетом новой правящей коалиции пытается подстелить соломку под грядущий межнациональный конфликт.
А теперь самое время вернуться к проблеме Бронзового солдата. Проверка на вшивость показала, что русская община Эстонии легко поддается манипулированию. Достаточно было убедить общину в том, что Бронзовый солдат это "русское всё", как она выдавила из своей среды активные элементы, которые государство расценивает в качестве экстремистских. Активисты немедленно реагируют на любые сигналы, поступающие от манипуляторов, причем реагируют именно так, как это запланировано. Нужен протест? Пожалуйста! Заказывали беспорядки? Нет проблем! В этом месте по сценарию надо промолчать? Да как угодно!
Разводка русской общины и выделившихся из нее "экстремистов" осуществлялась специальными службами сразу по нескольким направлениям. Внутри государства генерировались различного качества противоречивые слухи, призванные окончательно запутать проблему: с одной стороны, дезориентировать общество и подготовить его к возможной ликвидации памятника и эксгумации захоронения, с другой —активизировать "экстремистов", с третьей — обострить отношения с Россией, с четвертой — оказать услугу финнам, занятым монополизацией торгово-экономических отношений с Россией на Севере Европы.
В начале года на одном из архангельских сайтов появилось пять снимков, на которых запечатлен перенос останков 12 военнослужащих с воинского кладбища в братскую могилу на Тынисмяги 14 апреля 1945 года. Меня заинтересовало происхождение этих снимков, а также их возможный автор или хозяин. Переписка с держателем сайта soldat.ru господином Ивлевым результатов не дала. Более того, она привела к тому, что фотографии похорон со странички http://soldat.ru/news/690.html исчезли.
Вместе с фотографиями похорон исчезли две репродукции — план сквера на Тынисмяги и план реконструкции этого сквера. Обе репродукции были сделаны 5 июня 2006 года одной и той же камерой Canon PowerShot S3, первая — в 15 часов 37 минут, вторая — в 15 часов 46 минут. Более того, обе репродукции имели похожие коды — lisa_6_tln1.jpg и lisa_7-0.jpg — однозначно указывающие на их происхождение из архивов Таллиннской мэрии. Понятно, что получить фотографии из архива отдела городского планирования Таллиннской мэрии мог только вхожий в мэрию человек. Мне, например, охотно выдали в архиве за небольшую плату ксерокопии документов, а не их служебные фотографии.
Зная о том, что журналист Пекка Эрельт еще 3 октября опубликовал в Eesti Ekspress статью "Punaväelaste matused Tõnismäel", проиллюстрированную одним из снимков серии, я позволил себе усомниться в мотивах господина Ивлева:
"Впредь буду умнее и никаких свойств в получаемых файлах оставлять не буду. Архивную работу знаю досконально и понимаю, что теперь Вы выйдете на автора снимков, которому будет весьма неприятен факт того, что я его фактически "подставил". Фотографий не будет, достаточно того, что Вы их в копиях уже сняли с сайта, и сверхдостаточно того, что я "подставил" человека". (27.02.2007)
Никуда я "выходить" не стал, поскольку Эрельт еще в октябре прошлого года указал, что его фотография взята им из Эстонского исторического музея (Eesti Ajaloomuuseum).
Как только появилась возможность создать правовую ситуацию вокруг братской могилы, то есть потребовать от Министерства обороны исполнить обязанность, предусмотренную законом о защите воинских захоронений, и обозначить могилу на местности, как на сайте Ивлева немедленно появилось "завещание" капитана Сысоева. Заядлые спорщики до сих пор выясняют, мог ли политработник подписать завещание "офицер Русской армии". А за кадром остается главное: Ивлев сообщает, что одна из дочерей Сысоева требует вернуть останки отца на родину. Интересно, кто надоумил эту женщину подсуетится так не вовремя? Или информацию намеренно придержали до подходящего момента?
Желание дочери получить прах отца — аргумент, что называется, железный. Будучи приведенным в административном суде, он может перевесить требование других родственников обозначить могилу на местности. Что и говорить, услуга — медвежья, позволяющая и памятник убрать, и могилу раскопать.
Объективно Ивлев защищает интересы не своего таинственного доверителя, но интересы эстонских спецслужб. Почему он это делает, нам не интересно, главное, что делает. Активность Ивлева — это всего лишь один пример целенаправленной разводки.
А теперь вернемся к планам "духовного лидера". Ненароком выяснилось, что наше место в новом эстонском порядке окончательно еще не определено. Собираясь ликвидировать Бронзового солдата и осквернить братскую могилу, то есть приискать нам вариант "окончательного решения", новая коалиция почему-то уверилась в том, что она застрахована от проявлений уличной демократии a’la Амстердам или Париж.
Не потому ли возникла уверенность реформистов в своей безнаказанности, что Конституционная партия Эстонии фактически открестилась от Бронзового солдата и переложила хлопоты по защите мемориала на центристов, а русские "экстремисты" сосчитаны и опереточный дозор не способен защитить даже сам себя?