О какой русскости может идти речь, когда красивый, изящный русский язык ныне можно сыскать только в каком-нибудь малоизвестном кружке пушкинистов. Бытовой же русский — это уже своеобразный диалект эстонского: Тарту мантеэ (Тартуское шоссе), Вабадузе вяльяк (площадь Свободы) и прочие местные топонимы — неотъемлемая часть речи абсолютного большинства русскоязычных. Интеграция идёт медленно, но довольно успешно…

Русской общины нет

У евреев община есть, у русских — нет, и вряд ли будет. Для создания общины необходим более-менее ровный интеллектуальный уровень её членов — интеллектуальный, а не образовательный. Евреи могут обеспечить это необходимое условие, русские — нет. И не потому что русские люди хуже или лучше. Нет. Дело упирается в вирус великодержавности. Значительная часть русских не желает даже пробовать освоить эстонский язык и более того — они гордятся собственным незнанием и пытаются привить эту же сомнительную добродетель молодым поколениям. Ради чего? Ради какой такой ценности?

К счастью, как я уже не раз говорил, эти попытки насаждения невежества терпят крах. Все больше молодых людей осознают необходимость знания языка страны проживания и у многих из них начинает формироваться понимание своего места в Эстонии — они, может быть, и создадут общину, если, конечно, она им будет нужна.

Ведь не секрет, что многие тяготеют к ассимиляции, что на самом деле не так плохо: большие карьерные возможности открывают перфектное знание эстонского и русского, а также полное понимание эстонской культуры и истории. В этом контексте община как таковая уже не нужна. Разве что для разговоров о России и ее культуре, вот и все — политический ее смысл автоматически аннулируется.

Стоит ли создавать и пестовать конструкцию, которая через полтора десятка лет будет разрушена?

Нет единой истории

Однако главную проблему русских я вижу в их исторической памяти. А что такое есть история? История, в моем понимании, — это придаток политической спекуляции, не более того. Уж простите за циничность. Единственной объективной вещью в исторической науке является хронологическая шкала, а все опрделения и термины — субъективны. Стоит ли так держаться за иллюзорные утверждения?

История пишется победителями. Ученые США и Великобритании утверждают, что поворотными моментами Второй мировой были победы союзнических войск в Африке, высадка на Сицилии, а также открытие Второго фронта в 1944 году и в какой-то мере — Сталинградская битва. У российских историков другой взгляд: Вторую мировую войну выиграли исключительно благодаря Советскому Союзу! И эти утверждения называют историей?! Факты, только факты — это голая история.

И вот у меня вопрос: если Россия трактует историю по-своему и устанавливает памятники Сталину, если США и Англия имеют свой взгляд, то чем хуже Эстония? Понятно, конечно, что за это Эстонию клеймят нацистской державой. Причем кто клеймит? Россия. А ведь именно в этой стране, разбившей нацизм, сейчас маршируют толпы скинхедов, депутаты соревнуются в экстремизме, памятники Солдатам-освободителям распиливаются на куски и вывозятся на металлолом, а иностранных студентов режут, извините, как скот на бойне. Нет, это не нацизм — но это очень напоминает итальянский фашизм. И должна ли Эстония изучать историю по указке такого государства?

Хотя я уважаю Россию за ее ловкую внешнюю политику, в конце концов в международных отношениях каждый сам за себя.

Цель Димитрия Кленского — девальвация антифашизма

Димитрий Кленский и его последователи на каждом углу говорят о том, что в Эстонии — нацизм. Вспоминается сказака про пастушка и волков: мальчик все время в шутку кричал "волки, волки", а когда хищники действительно объявились — никто не пришел к нему на помощь. Но пастушонок делал это по юношеской глупости, а бывалый журналист  — намеренно.

Что несут его действия местным русским? Ничего — кроме социального падения и нравственного обнищания. Зато они очень выгодны крайним эстонским националистам (русский национализм питает эстонский и наоборот) и тем силам, которые желают манипулировать местными русскими. И в этом смысле мы видем Димитрия Кленского уже не в роли политика, в амплуа заправского провокатора. Не хочу казаться желтым писакой, но всем известно, что господин Кленский не работает, однако ведет довольно респектабельный образ жизни. Продолжать не буду — пусть читатели сами подумают.

По счетам провокаторов заплатят потомки

Обидно, но за грешки Димитрия Кленского и его друзей придется нашим потомкам заплатить. Lisa tasu eest можно будет даже стать признанным патриотом. Однако сегодня и сейчас, пока не поздно, нам всем следует остановить персонажа довлатовских рассказов, иначе результатом его ужимок и прыжков станет очередная волна противостояния по всей стране.

Ловкий экс-химик оседлал "Ночной дозор", выгнав тех, кто беззаветно его основал и не думал о славе, а руководствовался лишь чистыми побуждениями (любой порыв души, даже если он продиктован деятельностью манипуляторов — чист). Теперь площадка наивных защитников монумента превратилась в грязную трибуну, где выступают анархисты, национал-большевики и — конечно же — Дмитрий Кленский.

До тех пор, пока мы будем давать собой управлять политически нечистоплотным личностям, нам не удастся сохранить зерно русскости в Эстонии, ибо нет ничего хуже для зернышка, чем сорняк, прикидывающийся его собратом.

У нас один путь с эстонцами, хотя бы потому, что волею судеб мы оказались в одной лодке — не считая собаки, конечно.

Поделиться
Комментарии