Памятник — Мемориал, потому, что жива ещё память людская о той страшной войне. Воин, который освободил столицу Эстонии, город Таллинн от непрошенных гостей. Прошёл с боями тясячи вёрст: от Урала, где был сформирован Эстонский стрелковый корпус, до родимых мест. Но не все дошли. Более 27 миллионов погибли в борьбе с коричневой чумой ХХ века. Это по населению — 20 Эстоний! Страшные цифры!

Тринадцать имён

Он занёс автомат за спину, подошёл к могиле, снял каску, склонил голову, сжал кулаки и скорбит о тех, кто отдал самое дорогое — свою жизнь ради Победы. Это — Мемориал, где были таблички с перечисленными частями и соединениями, освобождавшими город Таллин. Был список воинов-освободителей, которые погибли 22 сентября 1944 года. Тринадцать имён.

А Воин — стоит!

Но все таблички сняли по-варварски, а Воин — стоит. Никто за это не наказан! Вечный Огонь — потушили, а Он — стоит. Привезли самосвал мусора к его ногам вместо огня, а Он — стоит. Обливали красками, малевали, а Он — терпеливо молчит.

Он же — не агрессор, не оккупант, не варвар. Он — Освободитель. И тем, кого Он освободил и кто перед Ним в неоплатном долгу, пришло время защитить своего Воина.

Здесь был Почётный Караул

Когда-то здесь были цветы. Здесь был почётный караул, принимали в пионеры, на 9 мая у Памятника финишировала легкоатлетическая эстафета в честь Дня Победы, в которой и мне не раз приходилось участвовать.

Почтить Память приходили

К Воину-Освободителю, как мы знаем, почтить память приходили многие люди. Это и космонавты, и маршал Баграмян, премьер-министр Индии Индира Ганди с Радживом, президент Рюйтель, герои Советского Союза А.Мери и Э.Пуусепп — легендарный полярный лётчик. Как гордились им и восхищались земляки, когда он приземлился в Манском районе Красноярского края, бомбил Берлин, совершил перелёт в Америку и обратно с секретной миссией: на борту самолёта был Министр Иностранных Дел СССР В.Молотов.

Был здесь и Дмитрий Катайцев, ветеран войны, организатор марафона "Дорога Жизни" в городе Ленинграде, который сам 37 раз выходил на старт. Ныне проживает в Таллинне.

Почти 60 лет стоит Памятник

Только с мая 2005 года участились нападки на Памятник и продолжаются по сей день. После ожесточённых боёв в той войне Воину-Освобождителю пришлось держать бой и в мирное время: с невежеством, глумлением, кощунством и бескультурьем от временных политиков и национал-радикалов.

На него навешивали верёвку и "колючку" принесли вместо цветов, а Он — стоит и молчит. Не поддаётся на провокации. Он выше всех временных гробокопателей и провокаторов, у которых короток век. Временные правители вбивают такой клин в слабое гражданское общество Эстонии, сеют межнациональную рознь, неуверенность и тревогу за завтрашний день. Не уважают тех, кому дорога память.

Их планы претворяются в жизнь

Теперь уж точно стало известным, что памятник Воину-Освободителю стал главной фигурой в предвыборной гонке. Привлечь голоса правые радикалы могли только таким путём. И их планы претворяются в жизнь. А в результате нет в Эстонии терпимости, понимания, гражданского мира и согласия. Да и в мире престиж Эстонии, ой, как упал: не от "тигриного прыжка". Правильно мудрым политиком сказано: "С cоседями, действительно, надо ладить, а не ругаться".

Родственники капитана Сысоева

Всё это возмущает и задевает меня ещё и потому, что там похоронен далёкий родственник. 26-я школа (спасибо ей) нашла прямых родственников гвардии капитана Сысоева И.М. (седьмая фамилия по списку на мемориальной доске, которую обещали вернуть и не вернули!) Сообщили в Архангельск вдове и дочери. К нам приезжали дочь Фёдорова Тамара с внучкой Надеждой. Почтили память погибших, познакомились с красивым городом.

Мы поддерживаем связь. Надежда преподаёт в Лицее, её ученики в МГУ поступают, ею гордятся в Лицее. То, что творится в Эстонии с памятниками, её тоже волнует и она собирается обратиться в Международный Суд.

Я горжусь свои земляком и сын у меня тоже Иван. Подрастёт и будет ему рассказана Правда о той страшной войне — не прервётся Память! Горжусь гвардии капитаном Иваном Сысоевым, далёким родственником, за его подвиг.

Он родился у Белого моря, ушёл на фронт с Соломбалы, где был при Петре I "Соломбальский вальс", а погиб на берегах Балтийского моря, чтобы мы все жили на этом маленьком и прекрасном уголке Земли. Здесь, у его могилы, есть и архангельская земля, чтобы ему было тепло. Это тепло — женское: земля взята с могилы жены, которая его так и не дождалась. А в Соломболе на её могиле — эстонская земля, которая его приютила и которую сейчас хотят раззорить!

Я помню

Я помню, как наш I выпуск 51-й средней школы после торжественного выпускного вечера пошёл к Вечному огню на Тынисмяги, чтобы почтить память Освободителям. Перед нами открылись дороги в Большую жизнь, а они отдали свои жизни, чтобы мы осуществили свои мечты.

В 1995 году одна учительница привела своих учеников к Памятнику. Я произнёс: "Вот молодцы, что пришли. Вы из какой школы?" В ответ мальчик ответил: "Мы из 19-ой средней школы. Пришли почтить память. Они погибли, чтобы мы жили!" Всё очень просто и ясно сказал мальчик. Освободитель или оккупант — становится ясно после сказанного.

Мне стыдно

Мне стыдно за такую маленькую республику, которая уже в Евросоюзе. Скоро будет в Шенгенском союзе, а поступает нецивилизованно. А есть желание сделать город Таллинн культурной столицей Евросоюза в 2011 году?!

Скоро откроются двери шенгенского союза, и тогда многие смогут воочию увидеть, как в Европе бережно чтут память советским воинам-освободителям, особенно в Германии, где покончили с фашизмом. Например, в Потсдаме, в центре, у католической церкви мирно соседствуют два кладбища: местное и воинам-освободителям.

Проехал я вокруг Земли

Проехал я вокруг Земли-матушки нашей в одиночку на велосипеде два раза и многое успел повидать. Вот бы политиками и сомневающимся в чём-то увидеть всё это своими глазами! Уверен, многие решения выполнялись бы мудро, взвешенно, правильно. Обращал я внимание и на памятники последней страшной войны. Всегда подъезжал к ним, снимал шлем, склонял свой велосипед и минуту молчал. Будь то в Испании, Италии, Франции, США, Германии, России… Приобрёл много друзей, единомышленников. Много рассказывал о маленькой, красивой, прекрасной стране Эстонии, приглашал в гости.

После последней "кругосветки" ко мне заезжали друзья с Америки. Было, что вспомнить: как сидели у костра на Аляске, сушили одежду, как спалили носки или убегали от медведей. Переписываемся. Я с ними делюсь тем, что происходит в Эстонии.

Резонанс серьёзный с Канады, США, Германии, Швеции, Украины, Белоруссии, России, Франции: возмущены выходками национал-радикалов у памятника и нерешетельностью властей.

Я знал Юри Лийма

Я знал Юри Лийма как неплохого спортсмена в прошлом, а вот какая муха его укусила? Куда пошёл, какую дорогу выбрал? Есть спортивный опыт? Так передай его молодым, а то какой пример показываешь? Удивляюсь! Вот Юрген Лиги тоже бегал. Стал министром обороны. Мой бывший подчинённый, Урмас Сырм, хорошо относящийся к служебным обязанностям, — стал крупным бизнесменом. Горжусь Анатолием Шмигуном: советская школа плюс "динамовская" закваска сделали своё дело, добился своего, воспитал дочь до Олимпийских высот!

В заключение — о Памятнике

Он — правильный. По теме: "Никто не забыт, ничто не забыто." Только обязательно надо его подсветить: пустить красный луч прямо в лицо Воину, как прежде от Вечного Огня это было. У нас в городе освещён у замка Глена "Чёрт", даже "Крокодил" с красным языком, глыбы-камни и покемон, сидящий в парке на Сыпрусе. Освещён недавно и "Лев" в парке на улице Мустамяэ. Прекрасно! А Воина-освободителя — забыли. Неужели одной красной лампочки не найдётся в Эстонии? Ведь 150 000 человек погибло, освобождая Эстонию! Ведь Он смотрит на Вечный огонь (а его-то и нет!), олицетворяя вечную память павшим.

Авторы — просто молодцы: скульптор Энн Роос и архитектор Арнольд Аллас А если позировал, действительно, сам легендарный борец Кристьян Палусалу, то, вообще, — замечательно! Все — эстонцы! Радикалам это не понутру. Национализм есть национализм. К чему он приводит, это мы знаем.

Те, кто на Тоомпеа! Идите и подойдите к Солдату, посмотрите ему прямо в глаза! И всё поймёте! Если — нет, то есть места, где стынет кровь и чаще бьётся сердце. Не так далеко — Клоога. Когда я был на комсомольском слёте, нас повели к Памятнику. Было заполночь. Зажгли свечи и нам зачитали "Реквием" Р.Рождественского — мурашки по коже. Есть детский лагерь "Саласпилс" в соседней Латвии, печи Равенсбрюка, Освенцима и других концлагерей. Если мало и далеко, то посмотрите, пожалуйста, хотя бы фильм Михаила Ромма "Обыкновенный фашизм" и всё встанет на свои места.

В конце концов, был "Нюрнбергский процесс" или хочется переписать историю? И прошу — не трогать могилы и Памятник. Не накаляйте напряжение в обществе, не надо раскола, не надо по живому — у кого-то может не выдержать сердце, у кого-то нервы. Уже существуют не две Эстонии, а несколько слоёв и не только по национальному признаку — это факт. Какая же после этого "интеграция" с "ассимиляцией" с "полным погружением"? Не берите грех на душу!

Поделиться
Комментарии