Призрак Ялты
И чем так не угодила евродепутату от Эстонии Ялта? Ведь, во-первых, находится Ялта на территории дружественной Украины. Во-вторых, это прекрасный город с историческим дворцом в Ливадии, где лидеры антифашистской коалиции подписали соглашения, которые худо-бедно обеспечили мир континенту на десятки лет — вплоть до развала Югославии и "контрольного выстрела" НАТО по Белграду.
Конечно, в странах Восточной Европы и Балтии отношение к Ялте сложное. В результате ялтинских соглашений они либо оказались в сфере советского влияния, либо вошли в состав Советского Союза, в котором не было ни жвачки, ни кока-колы. Но показывать кузькину мать Микко собирается не США и Великобритании, которые вместе с уже не существующим СССР создали ялтинскую систему, а России, которая галопом бежит от методов коммунистического руководства и наследия советской системы. Но оставим в стороне формальную логику — в политике она частенько не имеет никакого значения.
Итак, Микко озвучивает идею усиления давления на Россию, дабы поставить ее на место. Но парадокс состоит в том, что именно присутствие Эстонии вкупе с Латвией делают невозможными традиционные претензии Евросоюза насчет прав человека в России. Последняя встреча лидеров ЕС с Путиным в Лахти — лишнее тому подтверждение. У Путина на все подобные претензии есть козырный ответ: сначала разберитесь у себя в Евросоюзе со странами, лишившими гражданских прав сотни тысяч людей. Аргументы насчет "наследия оккупации" хороши для междусобойчиков балтийских лидеров, годятся даже при встречах с европейскими политиками, которые, приехав к нам, обычно вежливо обходят щекотливую тему. Но выступать с подобными аргументами в спорах на более высоком уровне просто не имеет смысла — никто не любит ставить себя в смешное положение. Кроме клоунов, конечно.
То же самое касается роста ксенофобии и неонацистских настроений в России. То, что такая тенденция существует — это факт, о котором много говорят в самой России. Но попрекать этим Россию лидерам старого Евросоюза совсем не с руки — у самих есть схожие проблемы, а уж насчет входящих в "евросоюзный клуб" Эстонии и Латвии, где ставят памятники нацистам и требуют (на уровне премьер-министра!) сноса памятников тем, кто остановил коричневую заразу, — и говорить нечего.
Для Европы новички Евросоюза становятся все большим неудобством в отношениях с Россией. Но может, не надо обращать внимание на позицию старой Европы? Может, такая политика отвечает национальным интересам Эстонии? Сомневаюсь я, однако. Хорошо, сейчас, сидя на двух стульях (ЕС и НАТО), Эстония зачастую конфликтует со старой Европой, выполняя указания из Вашингтона, и может рассчитывать на благодарность со стороны администрации Буша. Но ту политику, которую сейчас восторженно поддерживает Эстония, например, в отношении Ирака, яростно критикуют и в самих США. Естественно, что предстоящая избирательная кампания будет строиться демократами на критике внешней политики республиканцев, которая завела в болото "грязной войны". Если победят противники войны, то эстонские политики начнут дружно клеймить "кровавый империалистический режим Буша"? Однако при чем здесь национальные интересы Эстонии?
Что касается сферы российского влияния, в которую так боится попасть Микко, то ведь здесь она может обратиться за консультацией к коллеге по политической кухне, вице-спикеру эстонского парламента Эне Эргма. Эргма по образованию астрофизик, и может объяснить, как большие космические тела притягивают и удерживают в своей сфере влияния малые. Россию убрать от границ Эстонии достаточно проблематично, если не верить, конечно, в анекдоты о конфликтах на эстонско-китайской границе. Но пока что Китай далеко, Америка еще дальше, а многие эстонские предприниматели, равно как и деятели науки и культуры совсем не против попользоваться эффектом нахождения в сфере влияния российского бизнеса, науки и культуры. Но политики у нас порода особая, хоть и считается, что они слуги народа.
Нужно признать, что некоторые политики в Эстонии не зря боятся "второй Ялты". Дело в том, что старые европейские демократии, разочаровавшись в возможности конструктивного диалога с Россией в рамках ЕС, где этому препятствуют посткоммунистические страны с антироссийскими "фантомными болями", могут сконцентрироваться на двусторонних отношениях с восточным соседом. Вот и усядутся опять за старый "ялтинский стол" вершители судеб Европы, но уже в новом составе: Россия, Германия, Франция и Италия. А противников диалога просто попросят постоять в прихожей.