Правда о "борцах за свободу"
Эстония мала, но на 1 февраля 1944 года здесь было более 20 концентрационных лагерей, в которых находились и уничтожались военнопленные и мирные люди, в том числе престарелые и дети, мужчины и женщины, русские и эстонцы, евреи и чехи. Об этом бесстрастно свидетельствуют документы.
"Борец за свободу" Айн-Эрвин Мере
Свою роль в массовых уничтожениях людей сыграла и массовая эстонская организация "Омакайтсе". На одном из судебных заседаний, где эстонская Фемида судила очередного советского ветерана, одна из потерпевших заявила суду, что "мы все вступали в "Омакайтсе", это для нас было нечто вроде комсомола".
Из приговора Верховного суда Эстонской ССР от 11 марта 1961 года следует, что Айн-Эрвин Мере в июле 1941 года добровольно вступил в военно-фашистскую организацию "Омакайтсе". В конце этого же года Мере перешел на работу в органы полиции и 8 декабря 1941 года был назначен на должность начальника политической полиции всей оккупированной Эстонии. Руководимые Мере структуры выносили смертные приговоры тысячам ни в чем неповинных граждан.
Судебной коллегией было также установлено, что при непосредственном участии Мере был организован лагерь смерти "Ягала". Он же лично участвовал в уничтожении тысяч людей, в том числе женщин, детей, стариков.
Кровавый почерк "Омакайтсе"
В эстонском архиве имеется донесение комиссара политической полиции в Вильянди начальнику "Омакайтсе" от 25 октября 1941 года следующего содержания: "Без следствия и соответствующего судебного приговора в Кабалаской волости вспомогательными полицейскими были расстреляны:
3 августа 1941 г. Андрес Лейер, Яан Кулдкепа, Иоханнес Нугис, и его жена, приблизительно 10-летний сын и Эмма Яаксон и 24 августа с.г. Иоханнес Рууль и Яан Добрус, из револьвера были ранены Анна Лейнер и Иоханна Добрус.
1 сентября 1941 г. при побеге из Кабалаского волостного дома констеблем Паю и немецкими военными был расстрелян Оскар Рооза".
А вот выдержка из донесения полицейского комиссара города Пайде начальнику политической полиции Мере от 12 декабря 1941 года из того же архива:
"5 декабря 1941 года в Пайде находился представитель СД господин Фаоренбергер. Перед отъездом он дал указание, чтобы все смертные приговоры, вынесенные комиссией, были как можно скорее приведены в исполнение. Привести в исполнение подлежало 15 смертных приговоров.
Все выносившиеся до сих пор смертные приговоры в Пайде приводились в исполнение под моим контролем. Я заранее обратился в местное отделение "Омакайтсе" за помощью для приведения в исполнение смертных приговоров. В этот раз среди приговоренных к смертной казни были и пайдеские жители. Среди них был и Виллем Пивкан. Местом казни было избрано вблизи болота Пряэма, где ранее была вырыта общая могила для расстреливаемых. Среди расстреливаемых были две женщины. После залпа все упали. Тогда я еще раз выстрелил из пистолета на расстоянии 50 см, выпустив в голову каждого от одной до трех пуль. Перед тем как свалить их в могилу, я вместе с членом "Омакайтсе" Пеэтером Лайбе еще раз пересчитал ранее сложенные туда трупы. Все были на месте. Тогда мы их засыпали землей. Закончили мы все это дело около двух часов ночи.
6 декабря 1941 года около 15 часов Кяруский районный констебль сообщил, что Виллен Пивкан, раненый, явился домой. Его привезли в Пайде, в ту же ночь он был расстрелян вторично…"
Авторитетное признание заслуг
Вот что сказал про "Омакайтсе" начальник абвергруппы-326 лейтенант Вернер Редлих: "В работе мы опирались на существовавшие во всех уездах Эстонии вооруженные отряды "Омакайтсе". Офицеры разведки при штабах полков "Омакайтсе" имели своих доверенных и особо благонадежных лиц, через которых они получали необходимые сведения. Все эстонские офицеры, проводившие эту работу, регулярно присылали в наше распоряжение доклады. В них отражались сведения не только о лицах, подозреваемых в связях с советскими разведорганами, но и содержались данные о событиях отрицательного отношения местных жителей к немецким оккупационным властям. Мы охотно принимали такие сведения, тем более, что штат у нас был небольшой".
Вот такой грустный вышел на самом деле "Омакайтсе", или комсомол по-эстонски.
"Лесные братья" или бандиты
Архивы рассказывают об активной и после войны деятельности тех, кто "оказывал сопротивление оккупациям" и которые объявляются теперь "борцами за свободу". Да простит читатель орфографию и стиль следователей и судебных писарей. Истина дороже.
На 1 января 1952 года в Эстонии еще действовало 23 бандитских группы, в которых участвовал 81 человек. За 1951 год был убит и арестован 51 "борец за свободу".
В 1951 году в Локса "борцом за свободу" Лумисте с участием пособника "борца за свободу" Ояла совершено 6 убийств, 11 грабежей магазинов и хуторов.
В силу враждебности к Советской власти, "борцы за свободу" Аус, Оя и Праас на территории Ракверского района:
3 ноября 1951 года ограбили ларек в п. Вийтна, Ракверского района, откуда бандитами похищено товаров на сумму 3000 рублей.
22 ноября 1951 года совершено вооруженное ограбление магазина Хулья, Ракверского района, в результате магазину нанесен ущерб на сумму 2700 руб.
12 декабря 1951 года на дороге Вийтна- Кадрино была остановлена и ограблена автомашина председателя Выйперского кооператива Паас, у которого было захвачено 2200 рублей денег, принадлежащих кооперативу Ныйпере.
А действовавшие в Тарту "борцы за свободу" братья Оясте, а также Нумик, Вилемс и Адер совершили весной 1951 года вооруженный налет и ограбление сельсовета Кяркна, откуда было похищено товаров на сумму около 12 000 рублей.
8 августа 1951 года убили лесника сельсовета Кяркна Вилла, а его имущество разграбили. 26 июля 1951 года Адер и Оясте совершили убийство бывшего председателя сельсовета Ради Отсинга.
29 августа 1951 года банда в полном составе произвела вооруженный налет и ограбление лесопункта Лаэва, где было забрано 22 000 рублей. Будучи допрошенным, после задержания, Адер назвал 11 человек жителей Йыгевского района и города Тарту, которые оказывали бандитам помощь.
"Борцы за свободу" или пособники нацистов
"Борец за свободу" Тедер возглавлял вооруженную террористическую бандгруппу в количестве 14 человек, которые совершали вооруженные грабежи и убийства, в частности по инициативе и под непосредственным участием Тедера был совершен террористический акт над Эльмаром Пыдером в Абьяском районе.
"Борец за свободу" Хунт из дер. Каристе Абьяского района в 1941 году участвовал в вооруженном нападении на Абьяский исполком. С 1941 по 1944 год добровольно состоял в военно-фашистской организации "Омакайтсе", участвовал в облавах и арестах. Являлся членом немецкого суда по вынесению смертных приговоров и сам лично принимал участие в расстрелах.
Совместно с Тедером Хунт за период 1950-1951 гг. совершил 4 вооруженных ограбления крестьянских хуторов. Кроме того, они занимались хищением скота, путем угроз терроризировали местное население, вымогая денежные средства.
"Борец за свободу" Липпарт в августе 1941 года принимал участие в расстреле 30 человек. Добровольно служил в немецкой армии. После войны продолжил борьбу, в частности 3 марта 1949 года убил Выловирь и Лымоваре Хельгу, 17 января 1950 года убил председателя колхоза "Кабала" Пыльтсамааского района Кулу Антона и его жену, 30 октября 1950 года убил Адов Хельми, 13 июня 1951 года убил председателя колхоза им. Ленина Йыгевского района Лепп Ивана Андреевича.
История: факты против спекуляций
Я упомянул лишь толику того, с чем справились за короткий период "борцы за свободу". По вполне определенным причинам в учебниках по истории Эстонии о подобных "подвигах" ничего не говорится. Зато тех, кто их совершил, теперь объявляются "борцами за свободу".
Что думает о таких людях министр юстиции, теперь известно. Но согласны ли с ним все эстонцы, чьи родственники были ограблены или убиты "борцами за свободу", а также согласны ли с мнением г-на Ланга жители Евросоюза?
Если бы наши государственные чиновники и политики уважали исторические факты, то они не могли бы вбивать в сознание нового поколения свои историко-правовые изыски. Именно поэтому неприглядные факты массовых убийств замалчиваются.
Именно поэтому я решил рассказать о них.