Но вот приезжают они в Тарту — подышать знаменитым "тартуским духом". Прямо за Ратушей сидят у памятника русскому хирургу Пирогову бритоголовые хлопцы в майках с символикой Третьего рейха. Пьют пиво, добродушно проходятся насчет цвета кожи очередного туриста. Вечером, когда кончится пиво, а вместе с ним и хорошее настроение, могут и приложиться к неарийской личности. Готично.

В Таллине, помимо осмотра достопримечательностей старины, интересующимся с удовольствием покажут сердце эстонской демократии — Рийгикогу. С парламентского балкона они могут понаблюдать, например, за выступлением известного парламентского оратора Тривими Веллисте, или еще кого-нибудь из наших суперпатриотов. Надеюсь, что синхронного перевода им не обеспечат. В противном случае, по крайней мере у гостей из "старых" европейских демократий, может создаться впечатление, что они попали в 30-годы прошлого века.

Дело в том, что Веллисте, как и некоторые его коллеги, почему-то очень не любит русских. О чем он в последнюю неделю работы парламента и не преминул напомнить. Правда, прямо он о национальности предпочитает не говорить, величая их "гражданским гарнизоном", оставшимся после оккупации. Эстонскому государству тоже досталось — по мнению Веллисте, это "бумажный тигр". Но депутат выразил надежду, что этот тигр все же "покажет зубы" — этому самому "гарнизону". Читай — собственному народу.

Переливы этого парламентского соловья в любой демократической стране стали бы, по меньшей мере, предметом разбирательства внутри депутатского корпуса. Засим вполне вероятно лишение депутатской неприкосновенности и кутузка — за разжигание национальной розни. Но я что-то размечтался. В Рийгикогу речь, которую произнес Веллисте, прошла практически незамеченной. Высказал человек свою точку зрения — и ладно. Однако в том-то и дело, что человек этот — депутат, а речь, явно разжигающая самые низменные чувства, произнесена не на кухне перед родственниками, а в парламенте.

Впрочем, Веллисте — фигура одиозная еще со времен "поющей революции". Но что сделала политика с интеллигентным человеком, учившимся, правда, в оккупационном МГУ (что, впрочем, не помешало ему потом занять пост ректора Тартуского университета) — Пеэтером Тульвисте. Речей "а ля Веллисте" он, правда, не произносит, но подписывает все документы схожего содержания. Парламентские контакты устанавливает тоже несколько сомнительные. Намедни долго беседовал с эмиссаром австрийской "Партии свободы". Той самой партии, из-за которой Австрия несколько лет назад подверглась беспрецедентному бойкоту со стороны стран Евросоюза, Израиля и США.

Но нам бойкот, уверяю вас, не грозит. К странам Восточной Европы, в том числе к Эстонии, относятся очень толерантно и политкорректно. То есть прямо не говорят, что мы не доросли до демократии, но и санкций не вводят — мол, поумнеют и сами поймут. Другое дело — Белоруссия. Со скинхедами там напряженка, зато "батька" Лукашенко для бойкота пригодился как нельзя лучше.

Культурная столица Таллинн — хорошая идея. Но к 2011 году хорошо бы иметь в ее центре, на Вышгороде, образцы политической культуры. Парламент, в котором не произносятся речи, несовместимые с элементарными демократическими ценностями. Правительство, глава которого не плюет на мнение по меньшей мере трети населения, безапелляционно говоря о переносе памятников, поставленных павшим в войне против нацизма, как о решенном вопросе. Чтобы не получилось, как в том старом анекдоте: "теперь, дорогие гости, приглашаем посмотреть наш культур-мультур".

Какое впечатление оставил у вас этот материал?

Позитивно
Удивительно
Информативно
Безразлично
Печально
Возмутительно
Поделиться
Комментарии