Опасная ниша
Перечисление министром всех опасных факторов, которые угрожают Эстонии, может ввергнуть в тихую панику слабонервных граждан. Здесь и терроризм, и наркоторговля, и торговля оружием, и эпидемии. До кучи министр добавил экологическую опасность (танкеры, гуськом проходящие в непосредственной близости к Таллину) и демографию (66,3 года ожидаемой средней продолжительности жизни и явная тенденция к вымиранию). Но самой большой угрозой безопасности Эстонии, судя по уделенному ей вниманию, является экономическая экспансия России, которая, по мысли министра, непременно сопровождается политическим шантажом.
В министры слабонервных не берут. Поэтому Паэт тут же предложил эффективное оружие против всех угроз — НАТО. Гимн этой организации занял львиную долю доклада. Но защита эстонского неба натовскими истребителями дорого стоит. В ответ нужно что-то отдавать. И Эстония, по мнению Паэта, достойно расплачивается участием в миротворческих миссиях НАТО.
Министр сообщил депутатам новость: Эстония — не супердержава. Но это не значит, что она не должна ставить перед собой больших задач. Например, делегировать своего представителя на пост генсека ООН или НАТО. Или стать локомотивом дальнейшего расширения Евросоюза и НАТО. Паэт считает совершенно необходимым дальнейшую всестороннюю помощь в деле вступления в Евросоюз, но, прежде всего — в НАТО, таким странам как Украина, Грузия, Молдавия.
Паэта горячо поддержали в своих выступлениях депутаты сливающихся в дружеских объятиях партий Союз Отечества и "Республика". Республиканец Марко Михкельсон погрустил насчет того, что европейцы воспринимают Эстонию только в контексте отношений с Россией и замалчивают героическую деятельность нашей страны по перетягиванию Украины и Грузии на Запад. Он предложил всем сознательным эстонцам по мере сил и возможностей работать в этом направлении. Поле деятельности для граждан действительно есть. Так как в Россию "Хванчкару" и боржоми больше не пускают, то все это нужно пить нам. Только вот не уверен, узнают ли вкус известных марок грузинских вин из эстонских магазинов те, кто пил их лет пятнадцать назад. Я попробовал — и не узнал.
Март Нутть из Союза Отечества вообще предложил не доказывать России, что Эстония — "не верблюд", а занять активную наступательную позицию. У народов бывшего СССР, по мнению Нуття, Эстония пользуется высоким авторитетом. А концепцию "позитивного охвата" России, гениальный продукт команды Збигнева Бжезинского, еще никто не отменял. Так что поле для усилий Эстонии преобширнейшее. Кто сказал, что Узбекистан, Таджикистан или Туркменистан не могут войти в организацию НАТО, основанную на общих ценностях? Была бы организация, а ценности можно скорректировать.
А депутат-республиканец Михаил Лотман добавил перцу, напомнив и о судьбе финно-угорских народов России. Действительно, почему бы в перспективе марийцам, хантам и манси тоже не стать в передовые ряды демократии, не вступить в ЕС и НАТО. "Трансатлантическая Федерация Финно-Угорских Народов Евразии" — звучит-то как!
В целом в ходе обсуждения внешней политики Эстонии прояснилась глобальная идея нашей политической элиты — найти нишу, устроиться поудобнее — и руководить оттуда мировыми процессами.
Не исключено, что среди спичрайтеров в МИДе появилась настоящая Лидия Койдула. Свою речь министр Паэт закончил строками, достойными настоящего поэта: "Малое государство не устоит, если оно не хранит свой язык и культуру, свое чувство дома и знание своей истории. Эти вещи, считающиеся классическими мягкими ценностями, в случае необходимости становятся тверже камня и крепче железа". Вот так вот.
Осталось только узнать, что же это за таинственные "мягкие ценности". Относятся ли к этой категории, например, певческие праздники, плюшевые мишки или мульгикапсас? И защитят ли они от страшного бородатого шахида или хищного российского капиталиста, нахально инвестирующего в Эстонию?
Может и защитят, но только не в той неудобной нише, которую предлагает поэтичный министр. Пожалуй, предлагаемая министром ниша и является наибольшей угрозой для безопасности Эстонии.