Парадокс: чтобы уехать из Эстонии, нужно выучить эстонский язык
Чтобы свободно путешествовать по миру, а в дальнейшем выбрать себе и моим детям достойную страну для постоянного проживания, мне потребовалось стать гражданином той страны, из которой я собираюсь уехать, то есть Эстонии. Чтобы получить гражданство, нужно сдать экзамен на знание Конституции и эстонского языка на начальную категорию.
Как человек общительный, я был уверен, что без труда смогу преодолеть этот барьер. Разочарование не заставило себя долго ждать. Придя на консультацию для сдачи экзамена на конституцию, я понял, что совсем не разбираюсь в юриспруденции. И если сдам этот экзамен, то уж точно получу звание бакалавра юридических наук. Пришлось искать языковые курсы. Но тут начались проблемы. Все обучающие фирмы находились далеко от моего дома, а время обучения совершенно не подходило для моего рабочего графика. О возврате же денег после успешной сдаче экзаменов, и речи не было, поскольку лишь малая часть курсов обладают такими полномочиями.
Общеизвестно, как наших соотечественников, уехавших в Израиль или в Германию, обучают языку. Им создают условия — с отрывом от производства обучают языку, выдают учебные пособия. Я же, пройдя по магазинам, не нашел ни одного учебника, по которому я бы смог выучить эстонский язык. И вот мне, вместо того чтобы отдыхать после работы, пришлось засесть за зубрёжку. Глаза болят, спать хочется.
Припомнилось советское время, когда по эстонскому телевидению проводились курсы эстонского языка, и за это не брали деньги. Как не помешал бы сейчас нам, русскоязычным, свой телеканал, да с эстонскими титрами!
Сдать эстонский помог анекдот
Вспомнив чудесные школьные годы, когда на экзамен отстающим ученикам не возбранялось брать с собой шпаргалки — дабы не подрывать престиж школы, я решил воспользоваться проверенной схемой. Увы, моя система успешно лопнула — на восемь экзаменующихся пришлось аж пятнадцать экзаменаторов. И, говоря термином футбольного болельщика, я набрал всего лишь два очка из двадцати возможных. Таким образом, сдачу экзамена на знание основного закона нашей страны пришлось отложить еще на две недели.
За это время я основательно подготовился, экзаменаторов уже не боялся и заставил-таки их дать оценку моим знаниям сразу на месте, пригрозив, что иначе буду рвать на себе рубашку и кричать на всю Европу, что мои знания необъективно оценивают за моей спиной. Экзаменаторы сделали исключение из правил, проверив мои знания на месте и поставили мне высший бал! Это дало мне пропуск к экзамену на знание языка. Легко далось сочинение. Количества баллов за мое творчество хватило бы на две высшие категории. Проблемы возникли с вопросами, для которых подходят все ответы. И уж совсем я запутался при прослушивании дребезжащего магнитофона, где нужно было вставить пропущенные слова.
Следующим пунктом было собеседование, где я окончательно надорвался. Причина — незнание элементарных слов, таких как название бабочек, цветов, растений, птиц, рыб, лекарств, облаков. И орудий труда, таких как лопатка или тяпка.
Но моя находчивость была вознаграждена по заслугам на последнем этапе. Мне с собеседницей досталось разыграть сцену продажи билетов на корабль в Финляндию. Как прирожденный продавец, я с легкостью раскрутил эту тему, пообещав "покупательнице" различные льготы. А в нужное место я вставил анекдот, смысл которого в том, что кошка сидит возле норы и ждет мышку. Кошка мяукает. Мышка понимает, что это кошка. Когда мышка услышала гавканье собак, то вышла из норы, решив, что собаки бьют кошку. Кошка съела мышку и говорит: "Хорошо знать два языка!".
Дайте нам гражданство, и мы уедем
Надо признаться, что когда я, вскрыв конверт, увидел нужные мне 60 баллов, был сильно удивлён, потому что к тому моменту пришёл к выводу, что сдать экзамены практически невозможно.
Как и освоить государственный язык на базе школьной программы. Вопрос в том, кто ему научит. Эстонцы за мизерную зарплату, что получают учителя, работать в школы не пойдут, а русские учителя в эстонском ни бельмеса.
Заглядывая к своим детям в портфель, чтобы узнать, чему же научили моего чада на уроке, пришёл к выводу, что благодаря Министерству образования и науки, нашим детям не то что двенадцатилетнее, а впору тридцатилетнее образование ввести. Возникает впечатление, что наши политики ставят своей целью не научить наших детей, а наоборот разучить говорить по-эстонски. Для этого стоит лишь заглянуть в учебник эстонского языка, одобренный упомянутым министерством.
Я думаю, что нашему государству выгодно, чтобы русские сдавали экзамены по эстонскому языку как можно меньше. В противном случае Европейский союз не будет выделять денежные средства.
И всё же я взываю к мудрости эстонских политиков — дайте этим русским гражданство и пусть они катятся с ним на все четыре стороны, исполнив вашу же мечту. Ведь люди всё равно бегут. Только бегут, в основном, эстонцы, мечтая заработать такую же зарплату, что получают наши чиновники. Только если эстонский солдат, представляя нашу страну в Афганистане, получает каких-то 20 тысяч крон и при этом рискует жизнью, то чиновники, сидя в своих кабинетах, получают в три раза больше и рискуют лишь ожиреть.
Пусть лучше уезжают эти русские, а в нашей стране останутся разбитые дороги, дураки и политики, которым будет легко управлять дураками.