Подозрения есть, а жалоб нет

Инициаторами парламентских слушаний выступили депутаты от Народного союза — того самого, лидеры которого оказались в сфере внимания правоохранительных органов в связи с известным "делом об обмене земель". Манера, в которой ведется расследование, уже заставила лидера народников и бывшего министра окружающей среды Виллу Рейльяна воскликнуть: "В Эстонии слежка ведется и законно, и незаконно, и занимается этим — полиция!"

Впрочем, подозрения Рейльяна не удивительны: ведь еще 5 ноября прошлого года даже министр юстиции Рейн Ланг жаловался, что гражданский надзор за слежкой недостаточен. Под этим он подразумевал тот факт, что даже он сам не знает, как именно и как долго на самом деле осуществляется слежка, если суд дал на нее разрешение.

Однако, отвечая на вопросы соратников Рейльяна по партии, министр внутренних дел категорически отрицал возможность незаконной слежки со стороны его подчиненных.

Он заявил, что сейчас контроль осуществляется на четырех уровнях: на уровне полиции, прокуратуры, суда и специальной парламентской комиссии.

"Да и вообще, никто еще никогда не подавал в полицию жалоб, что полиция за ним следит", — констатировал Пихл.

Цифры впечатляют, причем даже министра

По словам Пихла, за последние три года было принято 7163 решения о проведении слежки — это от 6 до 7 в день, или по одному подслушиванию или подсматриванию на 200 жителей Эстонии, включая стариков и младенцев.

"Эта цифра кажется довольно большой, но с учетом общего уровня преступности, среди всех уголовных дел это составляет всего 4, — отметил министр. — Иными словам, в 96 процентах уголовных дел слежка не ведется".

Однако за сколькими конкретно лицами следят, Пихл уточнить не смог. С одной стороны, одно и то же лицо может проходить по нескольким делам. Но возможен и другой вариант: у Полиции безопасности сегодня около 100 связанных со слежкой дел, а "под колпаком" в связи с ними оказалось более 600 человек.

Пихл, как ни странно, посетовал, что находящиеся у него в подчинении органы правопорядка слишком активно ведут работу с населением.

"Я считаю, что чем слежки меньше, тем лучше, — демократично заявил министр. — Даже один лишний день слежки, с моей точки зрения, — зло".

Добавим в связи с этим, что именно Пихл является инициатором законопроекта, который предоставил бы полиции больше прав, в частности, позволил устанавливать слежку без решения суда.

Все течет, но ничего не меняется

Депутатов также заинтересовал вопрос, каким образом при проведении некоторых арестов на месте оказываются телекамеры, и какие конкретно люди в силовых структурах выдают СМИ закрытую информацию, которую можно использовать в политических целях.

Ответ министра был потрясающим: "Протекать" может везде".

Справка

В соответствии с законом, слежку могут осуществлять Полиция безопасности и Департамент полиции. Под слежкой подразумевается: скрытый сбор данных, скрытое наблюдение, скрытое преследование, скрытый досмотр объектов, а также разного рода шпионаж за электронным общением — от разговоров по телефону, до комментариев в Интернете.

Какое чувство вызвала у вас эта статья?

Радость
Удивление
Интерес
Никакое
Грусть
Злость
Поделиться
Комментарии