Тогдашний директор Центра русской культуры Александр Ильин, которому принадлежала идея фестиваля, дал кров над головой. И мебель, столы, стулья в придачу.
Афишу первого фестиваля видели идеальной — необходимо было выстрелить. Выбор был огромный. Но! Когда были достигнуты первые договоренности с Министерством культуры России, оказалось, что выбранные театры просто не успевают поменять свои графики.
”Это сейчас мы идем на опережение, то есть сегодня работаем уже над фестивалем 2015 года и ведем переговоры с театрами, даже не зная, какое у нас будет финансирование. Но есть опыт. Есть представление о том, сколько минимально можно собрать денег, чтобы вложить в фестиваль. А тогда все было впервые. И когда собрали деньги, стало понятно, что переговоры можно вести только с теми театрами, которые готовы подстроиться под наши планы”, — поясняет Светлана Янчек.
Но, тем не менее, первой ”Золотой Маске в Эстонии” очень повезло: петербургский Малый Драматический театр в означенные дни был свободен. Лев Додин согласился приехать со своими ”Братьями и сестрами”, легендарным спектаклем, который живет 20 лет, не увядая, и за эти годы объездил весь мир и вошел во многие театральные учебники.
Организаторам также хотелось показать молодую режиссуру и авангардный театр — привезли ”Кислород”. Спектаклю тогда был всего год с небольшим, но он уже успел прогреметь на многих фестивалях.
Из Екатеринбурга привезли ”Провинциальные танцы” — в Эстонии развит модерн-танец, и интерес к этому жанру очень велик. К тому же спектакль отвечал желанию показать не только столичные, но и провинциальные театры.
А личным выбором Светланы Янчек был ”Царь Эдип” петербургского Театра на Литейном — ей очень нравился этот спектакль. Он и стал для нее первым неординарным испытанием.
Актриса в воздухе, а публика в зале
Главную женскую роль в спектакле играла замечательная актриса Ксения Раппопорт. Летела она в Таллинн на фестиваль из Италии, со съемок. И не успела на пересадочный рейс в Праге. В Таллинне об этом узнали за четыре часа до начала спектакля. И принялись быстро искать варианты. Но рейсов не было! И родилась безумная идея — отправить за ней в Прагу частный самолет.
”Мы нашли компанию в Эстонии, которая сотрудничает с немецкой авиакомпанией — они нашли во Франкфурте небольшой самолетик. Но потребовали гарантию, что этот рейс будет оплачен. Суббота. Все учреждения закрыты. Мы не можем даже попросить гарантийное письмо у министерства. В таком случае, сказали нам, принесите денежный залог в офис эстонской фирмы, иначе самолет из Франкфурта в Прагу не вылетит. Но это тоже было нереально — наличных денег у нас не было”, — вспоминает Светлана Янчек.
Но в команде был Александр Сергеевич Ильин — он нашел затребованную сумму, которая тогда казалась просто нереальной. ”Дипломат” с деньгами доставили в офис — самолет вылетел из Франкфурта, приземлился в Праге, забрал Ксению Раппопорт. Потом она рассказывала, что чувствовала себя в этом самолетике, ”как лягушонка в коробчонке” — ужасно болтало и трясло!