Здесь русский мат, здесь Русью пахнет
Если зайти в поисковик Google с латвийского сервера и вбить в строку поиска слово "мат", то машина тут же предложит посмотреть и прослушать "мат Ушакова" — 25 400 результатов. В конце декабря во время заседания Рижской думы видеокамера зафиксировала, как мэр столицы Нил Ушаков, разговаривая по-латышски со своим заместителем Айнаром Шлесерсом, употреблял грубые русские ругательства, причем так, что их было слышно через микрофон. Через день активные пользователи интернета десятки раз прокручивали видеоролики, на которых градоначальник закатывал глаза и комментировал вполголоса: "А этот пи**рас откуда? П****ц". На радость оппозиции и по приколу избирателям.
Мэр Риги стал мировой знаменитостью. По крайней мере, среди тех, кто понимает по-русски. Эстонским политикам такая слава и не снилась, хотя и им не чуждо использование крепких словечек.
Депутаты бранятся — только тешатся
Год назад министр финансов, реформист Юрген Лиги, который на тот момент был просто депутатом Рийгикогу, опубликовал в своем блоге на официальном партийном сайте весьма неоднозначный пост. Лиги разозлился на журналиста Калле Муули, которые подверг политиков довольно резкой критике, и написал: "Очищающий огонь как средство не стареет. Им уничтожали зараженную падаль и дома, полные плесени. Ты, Калле, по масштабу находишься где-то посередине. Сожжение поможет, если ты не любишь свое государство, а оскверняешь его, если вся политика Эстонии тебе по**й, на**й".
Текст был написан по-эстонски, но для ругательств политик использовал русские слова. В оригинале они были написаны с двумя "х". В ответном комментарии журналист Муули справедливо заметил, что такая запись отражает весь уровень политической культуры в Эстонии. Последовала полемика, должен ли депутат отвечать за свои слова, и если должен, то как. Но… поговорили и забыли. Суд чести Партии реформ заявил, что готов дать оценку высказыванию Юргена Лиги только после получения соответствующей жалобы. А жалобы так и не поступило.
Ругань — это законно
На самом деле словесную индульгенцию своему однопартийцу министр юстиции Рейн Ланг выдал еще три года назад. Тогда в обществе разгорелась полемика по поводу того, что русский мат активно проникает в эстонские СМИ, мол, такие слова даже на государственном телевидении услышать можно. Выступая на пресс-конференции правительства, Ланг 8 февраля 2007 года заявил: "Это вопрос журналистской этики. Я не помню, чтобы где-то в эстонских законах содержался запрет на использование русского мата".
Министр, как и суд чести Партии реформ, сказал тогда, что если кто-то хочет проявить инициативу, то он может обратиться в парламент, тогда и правительство обсудит этот вопрос и даст свою оценку. Но дальше разговоров дело, как водится, не пошло.
Фольклор крепчал
По-видимому, эстонская ментальность просто такова, что русские матерные слова чем-то неприличным не считаются. Русский человек ведь тоже может, попав себе молотком по пальцу, вместо родного крепкого словца выкрикнуть английское "fuck". Вроде как и ругнулся, и нет одновременно. Эдакий эвфемизм.
Серьезный человек, известный социолог Андрус Саар как-то, выступая в передаче телеканала "Орсент", заявил такое, что ведущий едва удержался от хохота. Саару был задан вопрос: как он прокомментирует поведение вице-мэра Таллинна Яануса Мутли? (Суть была в том, что журналисты обратились к Мутли с вопросом о получении им взятки, а вице-мэр пожаловался на них в КАПО. Но ведь это же вроде как работа журналистов — вопросы задавать!). На это Андрус Саар сказал: "Тут проблема в том, как именно задать вопрос. Ведь можно же подойти к девушке и спросить: "Простите, вы случайно не б***ь?"
Автору этих строк довелось играть в футбол в одной из низших лиг чемпионата Эстонии вместе с тренером национальной сборной Тармо Рюйтли. Однажды, когда после первого тайма наша команда проигрывала, Рюйтли решил поруководить, хотя обычно советы тренеру не давал. В его пятиминутном монологе на эстонском языке чаще всего (и я не преувеличиваю!) звучали русские слова "на**й" и "по**й".
Общий культурный уровень
Политика — лишь некий срез общества. И мат из уст политиков свидетельствует, наверное, не столько об уровне политической культуры, сколько об общем культурном развитии. Многие ли из нас никогда не ругаются? Но с политиков спрос особый. Думать надо, что ты говоришь, где и как. Причем слова даже необязательно могут быть матерными, а эффект при этом не меньший.
Один из наиболее громких скандалов последнего времени разгорелся с ныне беспартийным депутатом Яаном Кундла. Кстати, после этого он, по сути, вынужден был стать беспартийным, поскольку Центристская партия, в которую входил Кундла, отнеслась к скандалу крайне негативно. А все дело было в том, что Кундла назвал своих квартиросъемщиков выродками (по-эст. värdjas, другие варианты перевода — урод, ублюдок). После этого депутат упорно доказывал в СМИ, что не считает слово "выродок" ругательным.
В общем-то, если следовать схожей логике, тоже вполне литературное слово употребила и первая леди Эвелин Ильвес, когда охарактеризовала "калевские" конфеты словом "kräpp". Русские СМИ при переводе преимущественно использовали термин "дрянь". Надо сказать, что слово-то даже не эстонское, происходит от английского "crap", что на русский можно перевести как "дерьмо". Впрочем, и супруг Эвелин, наш президент Тоомас Хендрик Ильвес, в свое время отличился, охарактеризовав в интервью Wall Street Journal единство Эстонии, Латвии и Литвы словами: "Who the fuck are the Balts to us?" Правда, тогда он еще главой государства не был.
Генеральный секретарь Партии реформ Кристен Михал в мае прошлого года обошелся без мата, но тоже сыграл на грани фола, если не за ней. Объектом критики стал тогдашний министр финансов Ивари Падар. Однопартиец Падара, социал-демократ Ханнес Румм, говоря о том, как много работает министр, отметил, что жители Эстонии привыкли видеть Падара уставшим и в стрессовом состоянии. На это Кристен Михал заметил, что если кто-то выглядит неопрятно и не моет голову, то это еще не говорит о том, как этот человек трудится.
Если перевести все в шутку, то можно сказать, что Падару после такого было бы легко заключить контракт на рекламу шампуня с любой фирмой, а если серьезно — о высоком культурном уровне нашей политики такие примеры, конечно, не говорят.
Вот такая она — политика
А заключение, да простят меня читатели, приведу анекдот, который мне рассказал один из депутатов нашего парламента. Имени не назову, поскольку это было в частной беседе, но скажу, что, по словам этого депутата, анекдот очень ярко характеризует всю эстонскую (да и не только) политику.
Бегут два пса, молодой и старый. Видят кусок мяса. Старый командует: "Жрать!" Поели, бегут дальше. Путь им пересекает сучка. Старый командует: "Е**ть!" Совокупились, бегут дальше. Видят машину. Старый остановился, пригляделся, обнюхал ее и скомандовал: "С**ть!" Нагадили на машину, бегут дальше. Молодой спрашивает: "А почему вот мы сначала должны были жрать, потом е**ть, а потом с**ть?" — "Понимаешь ли, сынок, — поучительно говорит старый пес, — если тебе в жизни встречается что-то, что ты не можешь сожрать или вые**ть, то на это надо нагадить!"
Наша справка:
Сентябрь 2008 года
Газета The Daily Telegraph написала, что министр иностранных дел России Сергей Лавров на встрече с британским коллегой Дэвидом Милибэндом якобы сказал: "Who are you to fucking lecture me?!" ("Кто ты такой, чтобы читать мне, б***ь, нотации?!"). Сам Лавров заявил, что оставляет эти слухи на совести анонимных инсайдеров. МИД РФ опроверг информацию газеты, развития скандал не получил.
Август 2006 года
Классика жанра: при помощи интернета весь мир облетела видеозапись, на которой "человек, похожий на Жириновского", будучи явно не в адекватном состоянии, обращается к американскому президенту Джорджу Бушу, через словом припечатывая "с**ного ковбоя" матерком. Скандал замяли.
Сентябрь 2009 года
Депутат латвийского Сейма Юрис Добелис разозлился и, добравшись до микрофона, рассерженно заявил, обращаясь к своим оппонентам: "Оккупант, закрой рот".
Март 2002 года
После выступления в Европарламенте микрофон премьер-министра Испании Хосе Мариа Аснара остался включенным. Не подозревающий об этом Аснар, обращаясь к сидевшему рядом секретарю по внешней политике Евросоюза, удовлетворенно бросил фразу, которую в очень мягком переводе можно представить как: "Ну и речугу я им впарил". В самой Испании разгорелся нешуточный скандал.
Сентябрь 1999 года
Мир услышал ставшее хрестоматийным выражение Путина "мочить в сортире". Впрочем, что касается более крепких выражений, то, как говорят люди знающие, их ВВП не использует даже в узком кругу.
Февраль 2007 года
В финском городе Рованиеми прошли первые национальные соревнования по матерной брани. Организатором стал владелец местного бара. В состязании приняли участие 17 человек, среди них пять женщин — все конкурсанты ругались как между собой, так и абстрактно. Объектом нецензурной брани могла стать любая тема от политики до религии. Единственный запрет был наложен на расистские высказывания, за это немедленно дисквалифицировали.