”Я узнала,что такое кошмар,  — рассказывает 60-летняя София, чья мать попала в больницу с инсультом. — К счастью, мама выжила и даже идет на поправку, но она в таком возрасте и состоянии, что мы просто физически не можем взять ее домой — ей нужен круглосуточный уход”.

В квартире не приспособлено для инвалида ничего, поэтому сейчас мама Софии лежит в клинике по уходу, а семья судорожно ищет выход. Ведь мало того что приходится платить за ее пребывание в клинике, нужно еще доплачивать за восстановительное лечение — массаж и физиотерапия стоят немалых денег.

”При этом, как я слышала, заключенные и наркоманы, совершающие преступление, отправляются в тюрьму и сидят на нашей шее, получая бесплатно полный комплекс услуг, — возмущается женщина. — Я понимаю, что это циничные рассуждения, но неужели не циничнее то, как обращаются с нашими стариками, вынуждая их практически за все платить? С каких денег? Можете мне вообще хоть попытаться объяснить, что у нас происходит?”

По словам Софии, в том учреждении, где находится ее мама, пациентам обеспечивают только основной уход — питание и меняют подгузники. Те, кто может двигаться, ездят в инвалидных креслах, гуляют с ходунками, смотрят телевизор. Но не более. Особого какого-то лечения нет.

”Если хотите большего — платите. За физиотерапевта и курсы массажа мы платим сами по прейскуранту — от 3 до 5 евро за сеанс”, — говорит женщина.

С больничной койки пребывание в государственных тюрьмах выглядит почти раем. Угодив за решетку (отбросим сантименты и рассуждения про общее угнетенное состояние), человек получает комплексный уход.

По словам пресс-секретаря Министерства юстиции, заключенный может воспользоваться и врачебной помощью, и парикмахерской, и прачечной и душевыми (при необходимости выдаются средства личной гигиены). Кроме этого, у заключенных есть возможность учиться, в том числе изучать эстонский, в их распоряжении библиотека, тренажерный зал, консультации психолога и священнослужителей. И все это бесплатно, то есть за счет налогоплательщиков.

При этом заключенные отнюдь не немощные: не достигшие 64-летнего возраста или же не имеющие особых медицинских показаний обязаны работать. Главная цель — не давать расслабиться, чтобы в момент свободы, на которую человек отправится с чистой совестью, было легче адаптироваться к новой жизни и не вернуться к преступной деятельности.

За работу заключенные получают зарплату — ее размер зависит от самой работы, но не менее 10% от установленной законом минимальной зарплаты. То есть минимум 32 евро в месяц — много не заработаешь. А если заключенный еще и должен денег, то со всех доходов 50% забирают в счет погашения долгов и еще 20% отправляются на накопительный счет, чтобы к моменту освобождения у человека на руках оказалась бы какая-то стартовая сумма.

В общем, обилие бесплатных услуг уже не выглядит таким привлекательным — у каждой медали есть своя изнанка. Но, тем не менее, факт — если заключенный свалится с тем же инсультом (раз уж сравниваем, то исходим из одинаковых условий), то оплату его лечения Министерство юстиции берет на себя, здесь Больничная касса ни при чем.

Больной, находясь в местах лишения свободы, будет вывезен на лечение либо в обычную больницу, либо будет лечиться в тюремной — все зависит от его состояния и возможностей клиники. Как только его состояние улучшится, он незамедлительно будет возвращен в свое исправительное учреждение на дальнейшее лечение.

Хотя при необходимости восстановительное лечение он сможет пройти и в обычной больнице. Но где бы он ни лечился, платить за процедуры лишенный свободы пациент не будет. Хотя, как отмечают бывалые сидельцы, с тюремной медициной близко лучше не знакомиться.

Статья целиком — в еженедельнике ”МК-Эстония”.

Поделиться
Комментарии