Петр Первый пойдет на погреб
Куда исчез Петр?
История памятника Петру I уходит корнями в то далекое прошлое, когда площадь Свободы называлась Петровской площадью. В 1910 году там и был тожественно открыт пятиметровый памятник Петру I работы скульптора Леопольда Бернштама. По историческим данным, стоимость памятника составляла 60 000 царских рублей, а стоимость огромного гранитного пьедестала — 19 000 рублей. Отношение к памятнику имеет и город Нарва, поскольку 10 000 рублей в него вложил хозяин Нарвской мануфактуры. На открытии памятника присутствовал сам великий князь Константин Константинович.
Памятник простоял 12 лет, и был перемещен в Кадриорг, где стоял у домика Петра, около нынешней резиденции президента. В сентябре 1929 года ноги бронзового Петра переплавили на эстонские сенты, которые до сих пор можно найти в антикварных магазинах. Из бронзовых рук сделали памятник школьникам, который стоял у Второй Реальной Школы. После этого оставшийся бюст еще долго находился в Кадриорге, но во время Второй мировой войны Петр таинственно исчез.
Александр Дормидонтов уверен, что Петра увезли немцы, которые собирали металл, и вспоминает поговорку про сенты, которая ходила в то время среди народа: "Петр никуда не исчез, он гуляет по Эстонии по карманам". Краевед говорит, что сейчас во время раскопок на площади нашли только одну десятую часть фундамента памятника Петру I. Возможно, что остальные исторические камни находятся под трамвайными линиями. Но Дормидонтов не отрицает и то, что все они могли быть утеряны еще во времена, когда в этом районе прокладывали коммуникации.
Хутор с привидениями
Из петровских камней Александр Дормидонтов планирует выстроить погреб с земляным валом, который станет хранилищем для его огромного архива русской истории Эстонии. Сейчас архив, в который входит вся русская печатная продукция, книги, фотографии, листовки и дипломы с начала 19 века, находится в музеи Русской культуры на Нарвском шоссе и на хуторе краеведа.
По легенде, именно на этом хуторе в районе Нымме когда-то повесился лесник барона фон Глена. Старинные фотографии на стенах, горы книг и газет вроде "Губернские ведомости" превращают хутор в своеобразную дыру во времени. Краевед рассказывает, как по ночам здесь раздаются странные звуки, и не отрицает наличие привидений.
Однако привидений, сила которых с появлением камней от памятника "страдальца" только возрастет, Александр Дормидонтов не боится. Предки его были священниками и, как он сам говорит, намолили за него. "Возможно, именно поэтому мне удалось так гладко и легко получить исторические камни в свою собственность", — рассуждает краевед.