Можно подумать, что таким же, как в СССР, стало и миропонимание россиян, но это, конечно, не так, ибо такой свободы слова и действий, как в современной России, в СССР никогда не было. То, что это не находит отражения на центральных телеканалах, сути дела не меняет.

Не меняет ее и то, что в эстоноязычных СМИ доминирует негативный тон в отношении почти всего, что предпринимают российские власти во главе с Владимиром Путиным, хотя в этом, если присмотреться, есть немало положительного и для нас. За примерами далеко ходить не надо.

Неожиданный подарок НАТО

Самым большим плюсом деятельности президента России на международной арене для нас стала реанимация Североатлантического альянса. Распад СССР повлек за собой потерю интереса Запада к главной цели НАТО: обеспечению коллективной обороны в Североатлантическом регионе. Стало казаться, что безопасности этого региона ничто уже не угрожает, поэтому начался поиск приключений за его пределами, что еще больше охладило пыл членов альянса заниматься вопросами безопасности у себя дома.

Сейчас лишь 4 из 28 стран НАТО выделяют не менее 2% ВВП на нужды обороны, причем у 15 стран этот показатель 0,9-1,2% (Исландия, у которой нет своей армии, не в счет, как и Люксембург с его 0,5%). Если бы не помощь Владимира Путина, которого нелегкая занесла в Украину, то альянс со временем ожидала бы судьба Варшавского договора, то есть самороспуск.

Пренебрежение со стороны России базовыми положениями международного права явилось для НАТО неожиданным подарком. Если в СМИ чуть ли не центральным событием в связи с этим называют перемещение четырех американских танков из Латвии в Эстонию и из Эстонии в Литву, то на самом деле главным итогом применения Россией тактики гибридной войны стало осознание в кругах НАТО опасности этого шага.

Не прошел даром и урок внезапной проверки российских войск и их быстрого развертывания, аукнувшийся увеличением натовских сил быстрого реагирования до 30 тысяч человек и ускорением процесса принятия решений в критических ситуациях. Не было на этот раз и разногласий между США и их европейскими союзниками, и впервые открытым текстом было заявлено о необходимости готовиться к послепутинской эпохе, которая не обязательно окажется лучше нынешней.

Невольная помощь Евросоюзу

Пытаясь вбить клин между США и Европой, не забывал Кремль и о самой Европе, то есть Евросоюзе. Не все, может, помнят, что приезжавшие в 1990-х годах в Эстонию российские политики и дипломаты в ответ на вопрос об отношении России к ЕС недоуменно спрашивали: вы что, серьезно? Имелось в виду, что Россия сотрудничает с Германией, Великобританией, Францией, Италией, а не с какой-то аморфной организацией. Между тем за прошедшие два десятилетия Евросоюз пережил ряд кризисов, которые лишь укрепили его, особенно недавний финансовый кризис, поэтому он и держится столь уверенно в спорах с Грецией.

Существенно изменились за это время и отношения России с названными странами, поэтому ей приходится подбираться к Евросоюзу не через крупные страны, а через мелкие, вроде Греции или Кипра, да и то без особого успеха. Договориться не удается даже с послушной некогда Финляндией, не пустившей в страну спикера Государственной Думы.

Все это говорит о том, что становление Евросоюза идет пусть медленно, но по пути преодоления трудностей, а не уклонения от них, поэтому инициированный Россией украинский кризис тоже наверняка пойдет ему на пользу.

Спокойное отношение к Эстонии

В контексте происходящего удивляет спокойное отношение Кремля к Эстонии, несмотря на порой неуместные реплики нашего президента, активность наших политиков в проталкивании антироссийских санкций, появление американских танков на берегах Наровы и т.п. Правда, у нас самих это породило страхи, что Нарву ожидает судьба Крыма, хотя история не знает случая, чтобы нога российского солдата без спросу ступила на землю какой-либо из стран НАТО. Ожидать даже гибридного нападения России на страны НАТО столь же нелепо, как и нападения НАТО на Россию (зачем?).

Между тем страхи эти пошли на пользу нашему процессу интеграции, особенно в части отношения к нему эстоноязычного населения. Механизм тут простой: придет беда – купишь ума. К этому процессу вскоре подключится и третья сторона - беженцы из Сирии и Эритреи, так что в сфере интеграции нас ожидают нескучные времена.

Выходит, нам есть за что благодарить Владимира Путина: и за мобилизацию НАТО, и за консолидацию Евросоюза, и за поддержку нашего интеграционного процесса. Хочется верить, что послепутинская эра все же не окажется хуже нынешней – хотя и у путинской власти есть еще время для эволюции в конструктивном духе и восстановления дружеских отношений с остальным миром.

Поделиться
Комментарии