В конкретных цифрах приток мигрантов составил 653 тысячи, а естественный прирост населения — только 76,5 тысячи человек. Разница в 1,1 миллиона с общей цифрой объясняется невозможностью точного учета изменения демографической ситуации. Очевидно, что основная масса такой ”статистической погрешности” тоже приходится на миграцию, а не на рождаемость и смертность, учет чего в Европе налажен.

Естественный прирост населения налицо в половине стран Евросоюза: очень высокий — во Франции (239 тысяч) и Великобритании (206 тысяч), то есть там, где велика доля жителей из стран третьего мира. Самые большие потери понесла тут Германия — 210 тысяч, но там был и самый высокий приток мигрантов (437 тысяч). То же наблюдалось в Великобритании (212 тысяч) и Италии (182 тысячи), тогда как в Испании, где безработица выше 25%, был заметный отток населения (257 тысяч).

В нашем регионе картина пестрая. Если в Швеции и Финляндии был как естественный прирост населения (23 и 7 тысяч соответственно), так и приток мигрантов (65 и 18 тысяч), то в странах Балтии эти показатели со знаком минус (в Латвии — минус 8 и минус 14 тысяч, в Литве — минус 12 и минус 17 тысяч, у нас — минус 1,7 и минус 2,6 тысячи). Как быть с этим?

Многоликость миграции

С естественным приростом населения все ясно: в сегодняшней Европе мечтать о нем можно лишь там, где велика доля переселенцев из стран третьего мира. Эта доля, в свою очередь, зависит от миграции, ставшей главным регулятором численности населения на континенте. Миграция миграции, однако, рознь.

У нас легальная миграция делится на связанную с учебой, работой, предпринимательством, семейными обстоятельствами, наличием легального дохода и международными соглашениями. На начало этого года, по данным МВД, в Эстонии было около 22,5 тысячи иностранцев, получивших вид на жительство на перечисленных основаниях. Более половины из них составляли иностранцы, находящиеся в Эстонии на основании международных соглашений, 6,5 тысячи — по семейным обстоятельствам, 2,3 тысячи — трудовые мигранты, около 400 — предприниматели и около тысячи — студенты.

В последние годы заметны две тенденции: если число иностранцев, пребывающих здесь на основании международных договоров, а также трудовых мигрантов медленно, но последовательно сокращается, то число лиц, переселяющихся в Эстонию по семейным обстоятельствам, для предпринимательской деятельности или учебы, столь же очевидно растет.

Трудовая миграция носит у нас региональный характер: в прошлом году из Эстонии уехало 6740 человек, из них в Финляндию — 5120. То же самое происходит в обратном направлении: 43% наших гастарбайтеров родом из Украины и 27% — из России. Рабочая сила из стран ЕС сюда не шибко рвется.

Еще меньше притягательность Эстонии как социального рая, ибо пособия тут мизерные. Это подтверждают и данные Евростата: если в Эстонии из неграждан ЕС работают 67%, то в Финляндии только 53% и в Швеции 50%. И еще один нюанс: трудоустройство было целью приезда сюда для 70% украинцев, но только для 28% россиян. Их здесь привлекает нечто иное.

Кого манит Эстония

Статистика свидетельствует, что для многих Эстония интересна как место для ведения бизнеса, учебы и просто спокойного проживания. За последние пять лет число иностранцев, получивших вид на жительство в Эстонии по семейным обстоятельствам, увеличилось с 5665 до 6470. В два раза увеличилось за это же время число зарубежных студентов и почти в три раза — число бизнесменов. Особенно симпатично, что сюда потянулись россияне, которым нравится здешний уклад жизни.

Обратно возвращается и часть наших эмигрантов: если в 2004 году доля иностранцев среди иммигрантов составляла 69%, то в 2012 году — только 30%, остальные были возвращенцами. Специалисты отмечают и такую закономерность: чем сильней тяга молодежи повидать мир, тем прочней становится привязанность к родному краю у остающихся. Именно они составляют тот костяк, вокруг которого происходит ротация населения в современном мире. Процесс, когда люди перебирались оттуда, где им не нравится, туда, где им нравится, был движущей силой развития человечества с древних времен.

Евростат, впрочем, занимается не только фиксацией настоящего, но и прогнозированием будущего, в том числе демографической ситуации. Самый далекий прогноз достигает 2080 года, когда население Эстонии уменьшится почти до одного миллиона.

Еще интересней данные по крупным странам: если население Германии сократится к тому времени с 82 до 65 миллионов и сравняется с населением Италии (сейчас 60 миллионов), то население Франции (сейчас 66 миллионов) возрастет до 79 миллионов, а Великобритании — даже до 85 миллионов (сейчас 64 миллиона). Каким окажется через шесть с половиной десятилетий состав этого населения, в прогнозе Евростата, конечно, не уточняется.

Поделиться
Комментарии