То, что определенные проблемы существуют, Вольдемар Спуньгис не отрицает. Например, говорит он, в наших краях появилась каштановая минирующая моль.

”Ее природный ареал обитания — Балканы, но в связи с изменением климата она дошла аж до Финляндии. Ее личинки едят листья, и дерево из зеленого становится коричневым. Каштановые аллеи из-за этого приобретают очень неопрятный вид”, — рассказывает энтомолог.

Клещевая ”новинка”

Появился у нас новый вид клещей — дермоцентор. И тоже из-за того, что климат стал мягче и эти насекомые теперь могут перезимовать в нашей стране.

”До сих пор у нас имелось два вида клещей, которые нападают на людей, но вот теперь к ним прибавился третий, — говорит Спуньгис. — От ”местных” новый клещ отличается тем, что он крупнее, у него более толстые лапки. Он довольно быстро бегает — в отличие от наших, которые ползают медленно. Наши клещи черные и серые, а этот пестрый. Мы точно не знаем, насколько дермоцентор вреден, но он является потенциальным разносчиком разных болезней — Лайма и энцефалита”.

По его словам, создается впечатление, что дермоцентор нападает в основном на собак и лошадей. А поскольку собак и лошадей перевозят туда-сюда по выставкам, он и был завезен в наши края.

В соседней Латвии эти клещи местами размножились уже в массовом количестве. В настоящий момент их больше всего под Даугавпилсом (это самая южная часть Латвии). Еще дермоцентор был обнаружен под Ригой.

”Под Даугавпилсом я сам этих клещей ловил, — рассказывает ученый. — После похода в лес снимал с себя 20–30 штук. Но похоже, что они просто ползают по одежде и не интересуются человеком”.

Вакцина — не заговор производителей

В советское время вакцинации не было, но и клещей в наших лесах столько не плодилось, потому что с воздуха распыляли против них отраву. Почему же сейчас с ними не борются?

Вольдемар Спуньги объясняет, что раньше разными ядовитыми веществами (включая даже ДДТ) опыляли обочины дорог. Но это, по его словам, никак не влияло на тех клещей, которые обитали дальше в лесу.

”Энцефалита на Западе раньше действительно не было. К нам вирус был завезен с Дальнего Востока вместе с инфицированной енотовидной собакой еще в пятидесятых годах двадцатого века. Этих зверьков ввезли для разведения на зверофермах с целью получения меха. От нового ”поселенца” инфицировались клещи”, — поясняет энтомолог.

Клещ, продолжает он, за свою жизнь сосет кровь три раза. Если он заражен, то передаст вирус энцефалита трем своим жертвам. ”Благодаря” клещам вирусом заражается все больше животных, а те, в свою очередь, инфицируют все больше клещей. Таким образом энцефалит на сегодняшний день уже дошел до Польши и юга Германии.

В общем, смеется наш собеседник, никакого заговора производителей вакцины тут нет.

”Я прививку делаю, поскольку меня кусают 20–30 клещей за год. У меня такая работа — часто бывать в лесу”, — говорит он.

Как обходиться с клещами

Пожалуй, всем известно одно из основных правил: при удалении клеща его ни в коем случае нельзя раздавить. А все потому, что вирус проникает в организм вместе со слюной насекомого.

”Чем дольше присосавшееся насекомое не удалять, тем больше вируса получишь. Если клеща вытащить сразу, вирус попадет в кровь в малой дозе и организм может с ним сам справиться. А если клещ в теле сидит день или два, тогда уже будет получена большая доза. Сдавливать клеща нельзя потому, что есть риск заразиться болезнью Лайма. Ее вызывают не вирусы, а бактерии. Они живут не в слюне, а в кишке клеща. Если мы присосавшегося клеща сдавливаем, у него начинается рвота и содержание средней кишки попадает к нам в кровь”, — объясняет энтомолог.

Некоторые источники советуют: если присосался клещ, надо его не вытаскивать, а просто капнуть на это место растительным маслом. Но специалисты приходят от таких советов в ужас.

”Ни в коем случае! — восклицает Спуньгис. — Клещ дышит атмосферным воздухом. В масле он задыхается, и у него опять же начинается рвота. Надо только выкручивать его. Нужно зажать ему ниткой или пинцетом хоботок (а не голову) и крутить. А крутить надо потому, что он во время сосания крови выделяет такую жидкость, которая цементирует хоботок, чтобы нельзя было его просто стряхнуть”.

А вот просто попавших на кожу клещей бояться не стоит: если инфицированное Лаймом насекомое просто проползет по коже, то заразиться от этого нельзя.

Нашествие насекомых

В предыдущие два года комаров у нас было довольно мало. Но этот сезон совершенно иной.

”Прошлой осенью было много осадков. В лесах появилось множество луж, а это отличное место для комаров, чтобы там отложить яйца. Эти яйца успешно перезимовали. Май выдался необычайно теплый. В водоемах, где вылупились личинки, вода теплая, поэтому они очень быстро развиваются, — объясняет энтомолог. — В предыдущие два года в лесах было меньше луж, и температура весной была низкая”.

При этом специалист не боится страшного комариного нашествия.

”Дело в том, что комарами питаются очень многие другие насекомые, например, стрекозы. Где много стрекоз, там обычно мало комаров. А если будет не просто теплая, а жаркая погода, они станут высыхать. К тому же, если они не добудут для питания достаточно крови, их плодовитость будет ниже. Комаров-то миллионы, а доноров на всех не хватает. Эти кровососущие не могут подобраться к коже оленя или птиц, поскольку мешает шерсть и перья. Им остается только место у животного на морде и возле глаз у птиц. Если самка не получит кровь, она все равно будет откладывать яйца, но в очень незначительном количестве”, — рассказывает Вольдемар Спуньгис.

Еще одни летние ”кусачие неприятности” — слепни. Не будет ли их больше обычного?

”У слепней нет такого, что в какой-то из годов их больше, а в какой-то меньше. Их количество зависит от места. Личинки развиваются во влажной почве на болотах, — говорит энтомолог. — Но поскольку слепни хорошо летают на приличные расстояния, то и получается, что они нападают на человека там, где никакого болота рядом нет”.

Зачем нужны комары?

Многие задаются вопросом: а зачем вообще нужны ”эти мерзкие комары”? Но тут у ученого простой ответ: каждому свое место.
”Если они созданы и их так много, значит, это нужно. Вот, скажем, личинки комаров. Чем они питаются? Они поедают бактерии, которые живут в воде, и одноклеточные водоросли, там самым очищая воду в наших водоемах”, — говорит он.

А вот больших комаров, которых детвора называет ”малярийными”, бояться вообще не стоит. Они хоть и выглядят устрашающе, но никакую малярию не переносят и совершенно безобидны.

”Их называют долгоножками, — поясняет энтомолог. — Личинки питаются гнилыми листьями, компостом. Взрослые особи вообще не питаются, только пьют росу. Их миссия в это время только одна — найти партнера и спариться”.

Недавно в СМИ проходила информация, что в Китае обнаружили огромного комара с размахом крыльев более 11 сантиметров. У нас же у крупнейшего комара-долгоножки размах крыльев может достигать 6–7 сантиметров. Но они довольно редки, живут в мокрых лесах.

Поделиться
Комментарии