У Светланы двое детей — 15-летний сын и 5-летняя дочь. Она снимает две комнатки в бывшем общежитии. На стенах — плесень, шкафов не хватает, некоторые вещи свалены грудой или лежат в ящиках. И буквально физически в воздухе чувствуется подвешенное состояние, в котором семья находится последние годы.

”Мы сначала снимали квартиру в этом же доме на пятом этаже, — говорит Светлана, — но потом сменился хозяин, и пришлось искать новое жилье. Нормальную квартиру я снять не могу, доход не позволяет. Хватает только на две комнаты в общежитии, рядом с центром для наркоманов”.

Дети важнее, чем алкаши и наркоманы!

Сейчас Светлана платит аренду — 170 евро в месяц, плюс коммунальные платежи, которые за последний месяц были в пределах 80 евро. Найти за те же деньги другое жилье Светлана, по ее словам, не может.

”Я работаю на БСРЗ, убираю цеха. Рабочий день — с 8 до 12 часов. Получаю 180-250 евро в месяц. Плюс 64 евро пособие на ребенка и 80 евро пенсии на сына-инвалида, — перечисляет Светлана, которая почему-то не хочет фотографироваться для газеты, но разрешает снимать детей. — Пыталась найти и вторую работу, куда можно было бы приходить к часу, но это сложно. Иногда подхалтуриваю, последний раз получила 70 евро”.

По ее словам, денег еле-еле хватает. Счета за садик — в пределах 54-57 евро, половину за место платит соцотдел. Самая большая графа расходов — квартира и коммунальные платежи.

”Каждую пятницу я хожу в соцотдел и получаю продукты, — рассказывает женщина. — Раньше платили и пособия, но в последнее время перестали. Не знаю, почему”.

По ее словам, дети — от разных отцов, с обоими она рассталась практически сразу после того, как забеременела.

”Никто из них алиментов не платит и детьми не интересуется”, — говорит женщина.

Светлана отмечает, что много раз обращалась к чиновникам Пыхья-Таллинна и писала заявления, но квартиры все время давали не ей, а бывшим зэкам, алкашам и наркоманам. В итоге она отчаялась и уже не верит, что соцотдел сможет как-то решить ее проблему.

”На все просьбы мне предлагали лишь жилье на Туулемаа, 6. Однако туда нельзя взять ни мебель, ни технику, ни другие вещи, а можно взять только один шкаф и один компьютер. Я не согласна расставаться со всем нажитым. Предложили отнести вещи в какой-то ангар. Я этого тоже не хочу. Но и снять полноценную квартиру по объявлению у меня денег тоже нет. Ведь нужно заплатить аренду три раза — предоплату, маклеру и залог”, — описывает ситуацию женщина.

Действительно, имущества много: два телевизора, далеко не старый компьютер, принтер, бытовая техника и много разномастной мебели. Рядом с компьютером лежат сигареты и неплохой телефон.

Светлана надеется, что муниципальная квартира решит все ее проблемы. В Ласнамяэ она не хочет, в идеале — остаться в Копли, недалеко от работы и садика дочери.

”Я не понимаю, почему алкашам и наркоманам квартиры дают, а семьям с детьми — нет. Ведь это же дети!” — повторяет она.

Людей много, всем сразу не помочь

”Мы занимаемся этой семьей на протяжении нескольких лет, они регулярно получали социальные услуги, но мы не можем рассказать вам об этом подробнее, поскольку это деликатные данные. О том, что этой семье угрожает потеря жилья, мы узнали от вас и сразу же связались со Светланой и позвали ее на консультацию. Ей следовало бы сначала обратиться со своей проблемой в соцотдел, а не в газету, мы бы быстрее смогли ей помочь”, — передает точку зрения чиновников управы Пыхья-Таллинна пресс-секретарь Райво Лотть.

Он отмечает, что в последнее время Светлане не предлагали комнату в социальном доме, этот вариант упоминали аж несколько лет назад, и то — в качестве крайнего в критической ситуации.

”При переезде в социальное жилье действительно нельзя брать много мебели, комнаты там уже меблированы. И услуга социального жилья предназначена для тех, кто практически оказался на улице и у кого мебели может вообще не быть”, — говорит Райво Лотть.

Что касается муниципального жилья, то чиновник признает: только в их районе в очереди стоят более 900 желающих. И если у кого появились новые обстоятельства, которые существенно усложняют ситуацию, то нужно о них срочно сообщать в соцотдел.

”По-прежнему остается возможность арендовать квартиру в обычном порядке. Прожиточные пособия в Таллинне позволяют оплачивать аренду квартиры. Арендовать можно и напрямую от хозяина, не прибегая к услугам маклера. Если совсем уж сложная ситуация, то можно получить от города одноразовое пособие для оплаты залога. Конечно, пособия не позволяют шиковать, но многим людям в столице удается при их помощи выживать”, — констатирует Лотть.

Он добавляет, что это, разумеется, лишь временное решение, пока не освободится муниципальная квартира.

В поисках решения

Хозяин квартиры Светланы, владелец фирмы Delta Invest Group Станислав Бородин отмечает, что он действительно выставил эти две комнаты на продажу с ценником в 31 500 евро, но добавляет, что полгода у Светланы еще точно есть.

”У нее в последнее время появился долг, ее последний счет — 650 евро, из которых долг — 400 евро, — говорит Бородин. — Пока она не устроилась на работу, платила исправно, а год назад начались проблемы”.

Он отмечает, что на Эрика, 5а, Светлана — не единственная, кто находится в сложной ситуации. И иногда ему приходится выкидывать людей на улицу, поскольку у них большие долги, но делать нечего, и он не может позволить им жить там бесплатно.

В понедельник, 17 августа, Светлана ходила в соцотдел, где ей дали несколько вариантов на выбор. ”Мне предложили снять другую квартиру, поискав от хозяина, или же идти в крайнем случае в приют, — передает женщина. — Возможно, помогут с оплатой залога при аренде, но не полностью”.

Поделиться
Комментарии