Не будем описывать, как ощутимо возросли закупки расходных материалов в связи с ростом продаж услуг, как срочно искали дополнительных мастеров, как владельцы опустошали семейный бюджет ”на недельку”. Но выяснилось, что этих теоретических денег у нас нет. И у Cherry вроде тоже никаких денег нет. Посредник между продавцами услуг и покупателями брал деньги у покупателей, но продавцам не передавал. А потом и вовсе как-то обанкротился.

Мы не успели забить тревогу заранее, потому что за время работы с ваучерными фирмами поняли, что это повседневная эстонская практика — фирмы-посредники часто не держат обещаний, норовят обмануть или просто отписаться ”в отпуске, мол, деньги потом”. Вот и с Cherry, не дождавшись ни одного перевода денег за две недели, решили — ну мало ли, пусть погуляют. У нас же договор, фирма-посредник солидная, а государство правовое.

Почему мы работаем с посредниками? Я считаю, что ваучерная фирма — отличный регулятор цен на рынке и неплохая реклама в наших условиях преобладания предложения над спросом. Где вы видели очереди в салоны красоты, кроме советских фильмов? А так работа есть всегда, клиенты тоже довольны: цены по ваучерам в индустрии красоты соответствуют хоть какой-то логике ценообразования.

Причем с Cherry наш договор не скреплен подписями ни дигитально, ни на бумаге. Знаете почему? Потому что государством не регулируются отношения продавец-посредник-покупатель. В договоре с Cherry, который мы скрепили кликом ”принимаю условия”, значилось, что покупатель получит услугу от продавца, несмотря ни на что. Договор не осилили, слишком длинный, опять же — государство-то правовое, приют для пострадавших в тоталитарных государствах и прочие прелести демократии. Приняли условия и начали отдуваться уже через две недели.

После 27 мая не умолкали звонки: ”Хочу получить услугу, потому что Департамент защиты потребителя сказал, что вы должны!”. Не будем рассказывать о неприятных угрозах, о враждебном настрое клиентов. У покупателей в нашем государстве есть защита и закон, у предпринимателей — только надежды на закон.

Кстати, выяснился очень прискорбный факт: эстонские клиенты, все как один: ”Будем требовать соблюдения наших прав!”, а русские, даже молодые, говорят: ”Ну вот, опять обманули… всего хорошего”. Разница в воспитании идеологии и самосознания налицо.

Чего мы теперь ждем? Мы ждем, когда нам напишет сухую отписку банкротный управляющий Cherry. В том, что результат будет отрицательным, не сомневаемся. Остается только мечтать, чтобы все в этой банкротной комиссии работали честно, а выписка банковских счетов Cherry была опубликована для кредиторов. Да и выплаты кредиторам хорошо бы сделать прозрачными.

Две недели, не разгибаясь, мы работали бесплатно. Если продолжим так работать и дальше, следующий банкрот — мы. Только настоящий. Арендную плату за этот месяц выплатить уже проблематично. А нас заставляют работать еще два-три месяца бесплатно — две трети клиентов требуют их обслужить, потому что так им сказал Департамент защиты их прав. А кто защитит нас?

Нас много, пострадавших предпринимателей, мы объединились в группу. Некоторые пострадали не первый раз, так что иллюзий никто не строит. Хотелось бы просто донести до возможных клиентов, читателей газеты, наши извинения за невозможность обслужить по купленному ими ваучеру.

Поделиться
Комментарии