Дмитрий Скиперский, на протяжении 13 лет защищавший цвета "ТФМК", ныне занимает пост директора футбольной Лиги мастеров и первого дивизиона. Примечательно, что, работая в Эстонском футбольном союзе (ЭФС), он является там единственным гражданином России.

В Эстонию коренной россиянин Дима Скиперский приехал в 1989 году из Ставропольского края. Закончил в российской глубинке среднюю школу и отправился в Таллинн поступать в военное училище, чтобы получить уже не актуальную по нынешним меркам независимой Эстонии специальность "заместитель командира роты по политической части для строительных войск". В 1992 году в звании лейтенанта вернулся в Ставрополье, где почти год строил дачи для генералов.

Военная карьера не сложилась

- О военной карьере мечтал с детства?

- С ранних лет зачитывался военной литературой. Читал очень много, а одним из любимых произведений стала книга Сергея Сергеевича Смирнова "Брестская крепость" о легендарной обороне Брестской крепости. Нравились почти все произведения о летчиках, и я всерьез раздумывал о том, чтобы стать военным летчиком. Увы, переболел желтухой и из-за этого уже не смог бы поступить в летное. Отец, кстати, вообще хотел, чтобы я был футболистом. Говорил — поступай в педагогический на физкультуру. Но я для себя все решил. Отправил письма в три военных училища, и из Таллинна получил ответ: приезжай на вступительные экзамены.

- Почему прослужил в армии всего один год?

- Учился я хорошо. Благодаря этому после распределения удалось вернуться на родину. Ходил в военной форме, а оружия в руках так и не держал. Вообще служба в строительных войсках оказалась совсем не тем, о чем я грезил. Контингент там соответствующий! Из солдат в стройбат брали в основном самых отбросов и проблемных. Мне было 19 лет, а многие солдаты на несколько лет старше меня. Трудно с ними, хоть я и справлялся. Тяжело было и с кавказцами. Чтобы заставить их подметать плац требовалось целое искусство. У них же как? Я мужчина, а уборкой пусть женщины занимаются! В общем, быстро понял, что служба в армии — это не мое. Хотя школу жизни получил хорошую. Спустя месяца три написал рапорт об увольнении. Подписывать не стали. Я написал второй, затем третий. И вновь та же история. Тогда уже начал вести себя соответствующим образом. Делал все, чтобы меня уволили. Мог на службе не появиться. И тогда, наконец, рапорт подписали.

- И ты решил вернуться обратно в Эстонию?

- Да. В Таллинне должна была рожать моя первая жена. Мы расписались, когда я окончил училище. Жена у меня была таллиннка, гражданка Эстонии, и жить мы планировали именно в Эстонии.

- Тяжело тебе было?

- Трудности были, потому что в Эстонии я находился по годовой визе. До 1998 года я раз в месяц должен был покидать пределы страны. Вот и мотался регулярно в Нарву на автобусе. Переходил пешком границу, а затем возвращался обратно в Таллинн. Так длилось на протяжении 4-5 лет. И лишь в 1998 году через ОБСЕ мне удалось получить годовой вид на жительство. В 1999-м мне его продлили еще на год. Потом дали на три года. А в 2003-м — уже на пять лет. И лишь в этом августе я стал долгосрочным жителем Евросоюза, благодаря чему могу находиться в Эстонии без лишних заморочек.

Рейм выделялся еще в детстве

- Первое знакомство с эстонским футболом помнишь?

- С эстонским футболом я познакомился задолго до того, как приехал в эту страну. Было это в 1984 году. Мы играли в знаменитом на весь Советский Союз турнире "Кожаный мяч". Сначала в составе команды "Колосок" из села Александровского мы выиграли краевые соревнования, затем в Воронеже стали чемпионами России, а после этого поехали в Ужгород, где собрались уже сильнейшие 24 команды со всего СССР. И здесь в Закарпатье наша команда (я был на два года младше остальных, ребятам по 13 лет, а мне — 11) попала в одну подгруппу с эстонцами. За них тогда играли получившие позднее широкую известность Март Поом, Лембит Раяла и Мартин Рейм. Кстати, Рейм умудрился забить нам прямым ударом с углового. Он вообще выделялся на фоне остальных, и тренеры "Колоска" даже засомневались в его возрасте — решили, что Мартин старше.

- А в "ТФМК" как в итоге оказался?

- В "фанерку" попал не сразу. Когда в 1993-м вернулся в Таллинн, пошел на футбол. В Кадриорге играли "Динамо" Виктора Нещеретного и "Флора". Я посмотрел матч и понял, что смогу играть на таком уровне. После финального свистка подошел к Виктору Васильевичу. Говорю, что был когда-то неплохим футболистом. Он позвал на тренировку. Так как по ходу сезона дозаявить меня было нельзя, оставалось лишь тренироваться с командой, а уже в межсезонье я вместе с "Динамо" отправился на сборы в Америку. У динамовцев тогда был спонсором БСРЗ. Хорошо помню, что с нами в США полетел и нынешний административный директор концерна Дмитрий Кубышкин. Нам, молодым, тогда все в диковинку казалось. Глаза по пять копеек! Америка! Прилетели сначала в Нью-Йорк, оттуда — в Даллас, где провели 10 дней. Даже сыграли товарищеский матч с местным клубом. Так начиналась моя футбольная карьера в Эстонии.

- И сколько платили по тем временам?

- 500 крон в месяц. Прожить на эти деньги было тяжело. Параллельно с женой занимались мелким бизнесом. Был период, когда продавали носовые платки. Затем переключились на мебель. Подрабатывал я и сторожем. В общем, крутились, как могли. К счастью, квартира своя была — мать супруги помогла.

- Свой первый матч в чемпионате Эстонии помнишь?

- Символично, но первую игру я провел как раз против "ТФМК", который тогда выступал под названием "Николь". Мы победили со счетом 2:0. Видимо, что уже тогда Вячеслав Смирнов обратил на меня внимание. А когда сезон закончился, я перешел в "фанерку". И выступал там до 2005 года.

- При Юране ты уже не играл?

- После выигранных золотых медалей в 2005 году, Кубка и Суперкубка Эстонии я решил повесить бутсы на гвоздь. Когда в команду пришел Сергей Юран, я уже занимался в "ТФМК" административной работой. Но однажды все же вышел на поле. На кубковый матч против "Тулевика" у нас не набирался состав, и мне пришлось помочь ребятам. Правда, отыграл я всего один тайм. Но силенок хватало — все время держал и до сих пор держу себя в хорошей физической форме.

- А спустя некоторое время ты вновь вернулся и даже переквалифицировался в нападающие?

- Да, всю жизнь отыграв в защите, теперь я стал нападающим. Почему? Да ответственность просто надоела! Если команда всерьез на что-то претендует, а "ТФМК" в последние годы постоянно вел борьбу за медали, то с игрока обороны всегда особый спрос. Большая ответственность, нельзя допускать ошибки. А сейчас мне хочется играть в свое удовольствие, впереди я чувствую себя очень комфортно. В нападении стал играть сначала в "Сырве", а затем и в "Курессааре", вместе с которым мы по итогам нынешнего сезона вышли в Лигу мастеров.

Фирменное кресло Абрамовича

- После того как перестал играть на высоком уровне, появилось время заняться образованием?

- Я поступил в "Аудентес" на управление бизнесом. Учился на вечернем отделении. Каждый день с 17.30 и до 21.00 сидел на лекциях. Сдавал зачеты и экзамены. Но, к сожалению, защитить магистерскую работу пока так и не сумел. Никак не могу собраться и написать диплом. Три года уже пишу (улыбается).

- При этом, насколько мне известно, ты еще осваивал премудрости спортивного менеджмента?

- Да, благодаря Российскому Государственному университету управления ездил на стажировки в Англию и Германию. Факультет специализации менеджмента в игровых видах спорта организовал учебу в ведущих командах Премьер-лиги и Бундеслиги. В футбольных клубах нам читали лекции, рассказывали об инфраструктуре, учили работе с болельщиками и другим премудростям.

- Чем больше всего запомнились родоначальники футбола?

- Об Англии можно говорить очень долго. Из интересных моментов хотел бы выделить посещение стадиона "Стэмфорд Бридж", на котором выступает лондонский "Челси". Гид, сопровождавший нашу группу, поведал о том, почему Роман Абрамович даже зимой сидит на трибуне в одном пиджаке. Оказалось, что ему там установили специальное кресло. Оно с подогревом. Поразили и раздевалки "Челси", которые огромных размеров и оборудованы по высшему разряду. А вот у "Манчестер Юнайтед" раздевалка более чем скромная — даже шкафчиков нет. Зато на вешалке наклеена фотография того футболиста, которому она принадлежит.

- Вернемся к Эстонии. Правда, что Айвар Похлак в последние годы изменился в лучшую сторону?

- Когда я еще был футболистом, то лично Похлака не знал. Но при этом у меня к нему, как и у многих других, почему-то было не лучшее отношение. А на протяжении последних двух лет, с тех пор, как я стал работать в ЭФС, мнение о нем у меня кардинально поменялось. Такие же выводы делают и многие другие люди, знающие его достаточно давно. Айвар действительно сильно изменился. Если раньше, например, он никогда не брал телефон, то сейчас ему любой может позвонить, и Похлак всегда ответит. Теперь он стал открытым для общения человеком и обычно готов пойти на компромисс.

- Ты также являешься координатором Балтийской лиги. Что ждет этот турнир в новом сезоне?

- Чтобы привлечь к нему больший интерес, мы решили поменять формат. Группового этапа не будет. Команды начнут играть сразу со стадии 1/8. По пять клубов будут представлять Эстонию и Латвию. Шесть — Литву. Литовцы получили преимущество, потому что в прошлом сезоне сильнейшей командой Балтийской лиги стал представитель их чемпионата. Добавлю, что проходить турнир будет по системе "осень-весна". Часть матчей пройдет осенью 2009 года, а решающие поединки состоятся весной 2010-го.

Поделиться
Комментарии